Бывший заместитель министра обороны Армении Гагик Мелконян, уже несколько раз допрошенный по делу «1 марта», утверждает, что проходящий по тому же делу в качестве обвиняемого бывший президент Армении Роберт Кочарян не мог не знать о строго секретном приказе № 0038, поскольку тот был составлен сразу после встречи экс-президента с высшим офицерским составом армии.
«23 февраля состоялась встреча с офицерским составом Вооруженных сил. После встречи, уже во второй половине дня, был составлен приказ № 0038», - сказал Мелконян.
Несколько дней назад адвокат Роберта Кочаряна Айк Алумян сообщил журналистам, что в своем выступлении в зале суда Кочарян сказал, что ни один приказ министра обороны ни при одном президенте Армении не направлялся в администрацию президента, чтобы тот с ним ознакомился или дал свое одобрение и что это касается и секретного приказа № 0038.
Бывший заместитель министра обороны напомнил, что после этого приказа началась переброска войск, войска были переброшены в Ереван даже из Карабаха. «Я не думаю, что он не знал о приказе № 0038, поскольку этот приказ появился после его распоряжения. После распоряжения уже из корпусов в Ереван были направлены по 10-120 человек от каждого корпуса. Из Карабаха привезли людей и разместили их в разных воинских частях в Ереване», - сказал Мелконян.
А до встречи с высшим офицерским составом Роберт Кочарян сначала вызвал к себе заместителей министра Гагика Мелконяна и Манвела Григоряна, а также начальника Генштаба Вооруженных сил Сейрана Оганяна. Кочаряна разозлило то, что имена Гагика Мелконяна и Манвела Григоряна были озвучены Левоном Тер-Петросяном на площади Свободы.
Бывший замминистра обороны вспоминает подробности встречи: «Роберт Кочарян был очень зол, особенно из-за того, что наши имена скандировали на площади. Манвел не пришел. Кочарян задал мне вопрос: Вы гарант того, что армия не пойдет против народа? Я сказал: я не могу быть гарантом, потому что президентом страны являетесь Вы, Вы являетесь гарантом страны и народа. После этого разговор был окончен. Уже на следующий день, 23 февраля, организовали общее собрание в Генштабе, и уже во время этого собрания он дал все указания».
Комментируя утверждения адвокатов Роберта Кочаряна о том, что попытку втянуть армию в политические процессы предприняли оппозиция и заместители министра обороны, после чего Кочарян был вынужден приказать армейскому командованию соблюдать нейтралитет, Мелконян вновь напомнил, что не скрывал своих симпатий к протестному движению, но с самого начала заявил, что армия не должна быть вовлечена в эти процессы. «Мы говорили не от имени армии. Мы говорили от своего имени… У нас были добровольцы «Еркрапа», ветераны особого полка, которые уже ушли на покой, эти ребята присоединились к народу. Это люди, рожденные из народа, которые стояли рядом с народом и до сих пор стоят. И во время этой революции все эти ребята были на площади», - сказал Мелконян.
Гагик Мелконян был уволен с должности замминистра обороны в апреле 2008 года.
В настоящее время по делу «1 марта» арестован Роберт Кочарян. В качестве обвиняемых по делу проходят Сейран Оганян, бывший руководитель аппарата Кочаряна Армен Геворкян, бывший генеральный секретарь ОДКБ Юрий Хачатуров, который в 2008 году был замминистра обороны и начальником Ереванского гарнизона, и бывший министр обороны Микаэл Арутюнян. Последний объявлен в розыск. По этому делу в качестве свидетелей были допрошены третий президент Армении Серж Саргсян и первый президент Армении, лидер протестного движения 2008 года Левон Тер-Петросян.