Рост напряженности на карабахско-азербайджанской линии соприкосновения после встречи президентов Армении и Азербайджана в Женеве не имеет отношения к результатам встречи Саргсян-Алиев. Об этом сегодня заявил Радио Азатутюн первый заместитель министра обороны Армении Артак Закарян.
«Связывать напряженность с Женевой совершенно неуместно. Напряженность на границе периодически всегда наблюдалась, это обусловлено одним обстоятельством: внутри Азербайджана не смиряются с той реальностью, что реализация права Нагорного Карабаха на самоопределение не имеет альтернативы. В то же время, я предполагаю, что это также определенная возможность решить какие-то вопросы внутри Азербайджана», - отметил Закарян.
Несмотря на то что десять дней назад в Женеве после встречи с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым президент Армении Серж Саргсян заявил, что есть договоренность предпринять шаги с целью избежать жертв на передовой, всего через три дня после встречи на карабахской линии соприкосновения выстрелом с азербайджанской стороны был убит армянский солдат. После этого было заявлено, что азербайджанская сторона дважды применила дистанционно управляемые противотанковые ракеты «Спайк». А два дня назад министр обороны Нагорного Карабаха Левон Мнацаканян заявил, что возможен постепенный рост напряженности на границе. Азербайджан, в свою очередь, сообщил о гибели своего солдата в результате нарушения режима прекращения огня.
Почему заявление Сержа Саргсяна об ослаблении напряженности не стало реальностью? Этот вопрос сегодня после заседания правительства мы задали заместителю министра иностранных дел Шаваршу Кочаряну.
«Азербайджан возмутило то, что была заявлена очень простая вещь: любое урегулирование вопроса подразумевает, что Карабах не может быть в составе Азербайджана. В Баку в связи с этим поднялся вой. Однако когда Баку ставит под вопрос независимость Нагорного Карабаха, независимость Республики Арцах, он делает вид, будто забыл, что на одном и том же основании независимость провозгласили как НКР, так и Азербайджан», - прокомментировал замглавы МИД.
После встречи в Женеве Серж Саргсян на встрече с представителями армянской общины Швейцарии сказал, что единственным решением для Армении является то, чтобы Карабах был вне Азербайджана. После этого официальный Баку стал утверждать, что президент Армении нарушил достигнутые договоренности, за чем и последовал рост напряженности на границе. Два дня назад президент Армении выразил удивление и непонимание того, что разозлило азербайджанскую сторону. «Мы говорили вдвоем, и если мы имели договоренность не говорить никому, то как его помощники, или, не знаю, заместители и т.д., знакомы с темой? Заверяю вас: из нашего разговора я ни полуслова нигде не говорил», - заявил президент Армении.
Замминистра обороны Артак Закарян также сегодня заявил, что армянская сторона никаких договоренностей не нарушила. «Армения ничего не нарушала и никогда ничего не нарушала», - сказал Закарян.
В своем выступлении в Министерстве обороны два дня назад президент Саргсян также заявил: «Либо мы ведем переговоры, либо стреляем. Мы готовы к обоим вариантам».
На вопрос, означает ли стрельба на границе отказ от переговоров, замминистра иностранных дел Шаварш Кочарян ответил: «Обе армянские стороны всегда склоняются к переговорам, но если твой противник навязывает тебе и говорит: либо все, как я хочу, либо война, естественно, нельзя уступать».
Сопредседатели Минской группы ОБСЕ работают с министрами иностранных дел Армении и Азербайджана, уточняя дату следующей встречи, которая, как предполагается, состоится в ближайшие недели, в беседе с информационным агентством «Арменпресс» сообщил американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Эндрью Шефер.
Он счел женевскую встречу президентов Армении и Азербайджана положительным знаком, подчеркнув: «Как страна-сопредседатель, США остаются верными деятельности Минской группы ОБСЕ и продолжают призывать стороны уважать режим прекращения огня и продолжать переговоры на самом высоком уровне, предпринимая шаги по полному претворению в жизнь прежних договоренностей, в том числе, достигнутых в Вене и Санкт-Петербурге».
После апрельской войны 2016 года на встречах президентов Армении и Азербайджана были достигнуты договоренности и внедрении механизмов расследования пограничных инцидентов и расширении полномочий офиса личного представителя действующего председателя ОБСЕ. О них в заявлении по итогам встречи в Женеве ничего сказано не было.