Кто после разблокирования транспортного сообщения между Арменией и Азербайджаном, в конце концов, будет контролировать дорогу, проходящую через Сюник, которая должна соединить западные районы Азербайджана с Нахичеванской Автономной Республикой? Взаимоисключающие заявления, звучащие по этому вопросу со стороны Армении и Азербайджана, еще больше усугубляют неопределенность.
По утверждению Азербайджана, контроль на дороге будут осуществлять русские
Накануне вице-премьер Азербайджана, сопредседатель трехсторонней армяно-российско-азербайджанской комиссии Шахин Мустафаев заявил, что контроль за беспрепятственным движением товаров, граждан и транспортных средств между западными районами Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой, в соответствии с заявлением от 9 ноября 2020 года, будут осуществлять органы Пограничной службы ФСБ России.
Заявление вице-премьера Азербайджана было опровергнуто вице-премьером Армении.
«В ходе обсуждений трехсторонней рабочей группы, в том числе на последней встрече, такой договоренности не было достигнуто. Позиция Армении была и остается в том, что пути, предусмотренные пунктом 9 Трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года, действуют под суверенитетом и юрисдикцией сторон, на принципе взаимности», - сообщили «Арменпресс» в офисе армянского вице-премьера, сопредседателя трехсторонней армяно-российско-азербайджанской комиссии Мгера Григоряна.
Дорогу, проходящую через Армению, будет контролировать только армянская сторона - секретарь Совбеза РА
Отметим, что 9-й пункт трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года гласит, что контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России. Между тем, 4 июня секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян в интервью Общественному телевидению утверждал, что дорогу, проходящую через Армению, будет контролировать только армянская сторона.
«В разблокировании есть одна важная вещь, которая, думаю, ясна всем вовлеченным партнерам: границы будут под контролем армянской стороны, то есть при разблокировке в контексте Армении все пограничные службы будут осуществляться только армянскими службами», - отметил секретарь Совбеза.
После этого заявления Армена Григоряна 9 июня вице-премьер России Алексей Оверчук в беседе со «Спутником» заявил, что никто не ставит под сомнение суверенитет Армении. На уточняющий вопрос, обсуждался ли вопрос возможного участия сотрудников ФСБ России с целью контроля и обеспечения безопасности, Оверчук ответил, что это зависит от Республики Армения.
Отказывается ли Армения от формулировки заявления от 9 ноября и принято ли принципиальное решение о том, что вместо русских контроль должны осуществлять армянские пограничники? Официальный Ереван пока не дал разъяснений. В аппарате вице-премьера Мгера Григоряна пообещали ответить на этот вопрос позже, но в течение всего дня ответа мы так и не получили. Получить комментарий в аппарате секретаря Совета безопасности Армена Григоряна также не удалось.
Главой задачей для России является контроль за сообщением между Азербайджаном и Турцией - аналитик
По убеждению политического комментатора Акопа Бадаляна, для того, чтобы делать выводы, следует владеть всеми деталями ведущихся обсуждений, однако даже если на дороге в Азербайджан через Сюник будут стоять армянские пограничники, это никак не помешает русским продолжать контролировать коммуникации, современные технологии это позволяют.
«Когда мы читаем заявление от 9 ноября, там есть довольно много места для таких детальных обсуждений, потому что там отмечается, что транспортное сообщение будет контролироваться российскими пограничниками. Как это будет происходить, с помощью каких механизмов, в каких пунктах это будет происходить, там ничего не написано, возможно, будут стоять армянские пограничники, которые будут контролировать пересечение границы, пересечение пропускных пунктов, а сообщение с помощью какого-то другого механизма будут контролировать российские пограничники», - сказал Бадалян.
По словам политического комментатора, главная задача для России состоит не в том, чтобы стоять на границе Армении, а в том, чтобы контролировать сообщение между Азербайджаном и Турцией, а также в Среднюю Азию.