Генеральная прокуратура Армении пока не комментирует решение российских коллег, согласно которому обвиняемый по делу «1 марта» и находящийся в розыске Ваагн Арутюнян на днях был освобожден спустя два дня после задержания в Москве.
47-летний Арутюнян - бывший руководитель следственной группы, расследовавшей кровавые поствыборные события 2008 года в Ереване.
Генеральная прокуратура, ссылаясь на российские правоохранительные органы, отмечает, что находящийся в России более года Ваагн Арутюнян был освобожден, поскольку, согласно российскому законодательству, истек срок давности по инкриминируемому ему деянию.
Бывший руководитель следственной группы по делу «1 марта» Ваагн Арутюнян находится в розыске с 2018 года.
Арутюнян обвиняется в тяжких преступлениях. Расследующая дело «1 марта» Специальная следственная служба (ССС) предъявила ему ряд обвинений: фальсификация важных улик по делу «1 марта» с целью сокрытия факта участия подразделения Вооруженных сил в событиях 1 марта; злоупотребление служебными полномочиями, приведшее по неосторожности к тяжелым последствиям; превышение служебных полномочий, сопряженное с насилием.
Правозащитник Вардан Арутюнян в беседе с Радио Азатутюн утверждает, что это решение России не является правовым. Хотя обе страны руководствуются так называемой Минской конвенцией, это не означает, что позицию об истечении срока давности по обвинению Ваагна Арутюняна должна выразить российская сторона, подчеркивает правозащитник.
«Это вообще неправовое решение, и ожидать от России правового решения по этому делу не столь уж логично, потому что Россия их просто укрывает, цель России - их укрыть, а не экстрадировать. Что касается юридического оформления, то оно не выдерживает никакой критики, гражданин преследуется по законодательству Республики Армения, а не России, и они должны всего лишь выдать его, а не пытаться решить в соответствии со своим законодательством правовые акты, имеющие место на территории Армении», - отметил правозащитник.
Он напомнил, что Россия предоставила убежище представителям бывшей армянской власти, среди которых, помимо Ваагна Арутюняна, также обвиняемый по делу «1 марта» бывший министр обороны Армении Микаэл Арутюнян, обвиняемые по различным делам республиканцы, бывшие депутаты Национального собрания Армении Мигран Погосян и Левон Саргсян по прозвищу «Алрахаци Левик» («Левик с мукомольни»).
«Россия известна как страна, которая дает прибежище людям, совершившим преступления такого рода или обвиняемым в преступлениях такого родах, и здесь даже нет смысла говорить о правовых процессах, здесь мы должны исходить лишь из роли и значения России. Россия не приняла, не принимает и не примет произошедшую у нас в стране революцию», - отметил Вардан Арутюнян.
В соответствии со статьей 57 Минской конвенции, выдача гражданина не производится, если по законодательству выдающей страны уголовное преследование не может быть возбуждено по причине истечения срока давности. Инкриминируемое Ваагну Арутюняну деяние относится в ряду тяжких преступлений. В соответствии со статьей 78 Уголовного кодекса России, в случае тяжких статей уголовное преследование прекращается спустя 10 лет.
Арутюнян, который уехал в столицу России еще до привлечения в качестве обвиняемого по делу, предъявленное ему обвинение не признает. В беседе с Радио Азатутюн он заявил, что уголовное дело является незаконным, необоснованным и сфабрикованным. Адвокат Арутюняна Мигран Погосян также не комментирует решение об освобождении его подзащитного. Он на своей странице в Facebook написал, что после задержания в России ССС обратилась в суд с ходатайством принять решение об аресте Арутюняна, суд, однако, его отклонил.
Действительно ли, согласно Уголовному кодексу Армении, уголовное преследование в отношении Ваагна Арутюняна, обвиняемого сразу по нескольким статьям, должно быть прекращено? К этому вопросу расследующая дело Специальная следственная служба пока не обратилась.
Ваагн Арутюнян до 2011 года возглавлял следственную группу по делу о событиях 1 марта до 2008 года. В 2011 году он был назначен заместителем председателя Следственного комитета и был освобожден от этой должности после революции решением премьер-министра Никола Пашиняна от 17 июля 2018 года. Спустя три месяца, в октябре, он был привлечен по делу «1 марта» в качестве обвиняемого.