Ссылки доступа

Хельсинкский комитет Армении зафиксировал регресс в сфере прав человека


Председатель Хельсинкского комитета Армении Аветик Ишханян в студии Азтаутюн ТВ (архив)
Председатель Хельсинкского комитета Армении Аветик Ишханян в студии Азтаутюн ТВ (архив)

Хельсинкский комитет Армении сегодня опубликовал ежегодный доклад «Защита прав человека в 2017 году».

Правозащитная организация рассмотрела события, произошедшие в течение прошлого года, в частности, парламентские выборы, громкие судебные процессы и деятельность правоохранительных органов.

«Это относится к выборам, к судебным процессам, это относится к расправе с людьми в здании суда. И я считаю, что в 2017 году по сравнению с предыдущими годами был зафиксирован регресс. Наличие политзаключенных. Преследования в отношении адвокатов - это также беспрецедентное явление, потому что преследования в отношении адвокатов, я помню, были в 90-е годы, когда было совершено насилие по отношению к Рубену Саакяну. После этого не было ничего подобного. А в прошлом году в отношении адвокатов было применено беспрецедентное давление: и насилие, и обыск под видом не знаю чего, и возбуждение производств. И теперь принятие этого нового закона, вопрос штрафов», - сказал председатель Хельсинкского комитета Армении Аветик Ишханян.

Руководитель правозащитной организации заявил, что в Армении насчитывается около двух десятков политзаключенных и узников совести. В их числе он назвал арестованного по делу об организации массовых беспорядков в день 100-летия Геноцида армян в 2015 году лидера оппозиционного движения «Учредительный парламент» Жирайра Сефиляна, арестованного по делу о пособничестве вооруженной группе «Сасна црер», захватившей территорию полка ППС полиции, Каро Егнукяна, бывшего министра обороны Нагорного Карабаха Самвела Бабаяна, приговоренного к 6 годам лишения свободы по делу об «Игле», предпринявших «революцию ценностей» и приговоренных к разным срокам заключения Шанта Арутюняна и его товарищей, Айка Кюрегяна, приговоренного к 9 годам лишения свободы за выстрел из пневматического пистолета в направлении полицейских во дворе суда в день начала судебного процесса над Шантом Арутюняном и его товарищами, Геворка Сафаряна, приговоренного к 2 годам заключения по обвинению в насилии в отношении полицейского после того, как в новогоднюю ночь 2016 года на площади Свободы он установил новогоднюю ёлку, оппозиционера Андриаса Гукасяна, обвиняемого в организации массовых беспорядков и попытке присоединиться к вооруженной группе «Сасна црер», и других.

«В ноябре 2013 года в Армении вновь появились политические заключенные, и первыми стали Шант и его товарищи. Если мы сейчас признаем, как сказали бы оппоненты, что в их деяниях можно было найти состав уголовного преступления, я не хочу спорить. Признаем, что это так. Но наказание было несоразмерным, и это было политической расправой. Другое несоразмерное наказание было вынесено в отношении Айка Кюрегяна. Конечно, в его деянии был уголовный элемент», - добавил Ишханян.

Между тем, руководитель парламентской фракции правящей Республиканской партии Армении (РПА) Ваграм Багдасарян в беседе с Радио Азатутюн заявил, что в Армении нет политзаключенных. «У нас нет политических заключенных, потому что все осуждены за совершенные ими преступления», - сказал он.

На вопрос, являются ли члены вооруженной группы «Сасна црер», захватившей летом 2016 года территорию полка ППС полиции,также политзаключенными, правозащитник Аветик Ишханян дал отрицательный ответ. «Членов «Сасна црер» нет в этом списке, но судебный процесс по делу «Сасна црер» покажет все, потому что справедливый судебный процесс не проводится», - сказал он.

Перечисляя зафиксированные в прошлом году нарушения прав человека, правозащитник коснулся произошедшего в 2017 году в подвале суда инцидента с избиением четырех членов вооруженной группы «Сасна црер», обвиняемых в захвате территории полка патрульно-постовой службы полиции в Ереване в июле 2016 года. Он подчеркнул, что на протяжении месяцев правоохранительные органы расследуют это дело, но до сих пор ни одному полицейскому не предъявлено обвинение. И это в том случае, когда после избиения подсудимые назвали имена избивших их, в частности указав на командира сопровождающего батальона полиции Армена Казаряна.

Ишханян также упомянул случай Артура Саргсяна, известного как «Доставщик еды», который обвинялся в пособничестве вооруженной группе «Сасна црер» и который после почти месяца голодовки в тюрьме скончался в больнице. «Я считаю, что в прошлом году произошло два самых вопиющих случая, которые можно даже считать беспрецедентными. Один – это избиение подсудимых в здании суда. Это беспрецедентное явление, возможно, даже в мировой истории. Другим беспрецедентным случаем, я бы сказал, стала трагическая смерть "Доставщика еды"», - сказал Аветик Ишханян.

В опубликованном правозащитной организацией докладе также рассмотрены парламентские выборы 2017 года, когда, по словам Ишханяна, была сломлена воля народа.

«Это были самые несправедливые выборы, и они показали, что борьба народа была сломлена. Легко сидеть и обвинять людей в том, что они продались. Мне, конечно, совершенно не нравится явление, когда люди берут 10 тысяч драмов и идут голосовать. Тем более, не нравятся те люди, которые раздают эти 10 тысяч драмов. А еще больше мне не нравятся те люди, которые приказывают этим людям раздавать эти 10 тысяч драмов», - сказал правозащитник.

На вопрос, в чем причина того, что работающие с демократическими структурами власти продолжают нарушать права человека, Ишханян ответил: «Если твоя цель - лишь сохранение, удержание твоей власти, то это прямо противоположное защите прав человека».

Член общественной группы, осуществляющей наблюдение в тюрьмах, Роберт Ревазян затронул ситуацию с правами человека в местах заключения. Он отметил, что насилие и плохие бытовые условия там продолжаются. «В камере, рассчитанной на 8 человек, могут содержаться 15 человек, но в другом случае в той же камере могут содержаться 5-6 человек. Это связано скорее не с вопросом совместимости, а с определенными привилегиями для некоторых. Также главной проблемой можно считать иерархические отношения. Самое плохое не в том, что это явление существует, а в том, что против него не ведется борьба», - сказал член общественной группы.

Ревазян также напомнил, что никто из пожизненно заключенных пока не был освобожден. Он отметил, что Европейский суд установил подобные прецеденты, однако в Армении их продолжают игнорировать.

XS
SM
MD
LG