Глава оппозиционной фракции «Елк» Никол Пашинян обратился к военному комиссару Армении Генриху Мурадяну с просьбой в установленном законом порядке предоставить ему все те документы, которые стали основанием для предоставления действующему министру обороны Вигену Саргсяну с 1992-го по 2000 год отсрочки от призыва на обязательную военную службу.
Пашинян убежден, что объяснений Вигена Саргсяна о том, почему он в свое время не служил в вооруженных силах, недостаточно.
Отметим, что вопрос службы министра обороны в армии стал предметом обсуждений после нашумевшей записи супруги бывшего министра обороны Сейрана Оганяна Рузанны Хачатрян в соцсети Facebook, в которой последняя, не называя имен, описала, как сегодня разглагольствующий с высоких трибун о призыве и военной службе чиновник в свое время уклонялся от службы в армии.
Хотя имя чиновника Рузанна Хачатрян не указала, однако с ответной записью выступил пресс-секретарь Вигена Саргсяна Арцрун Ованнисян. Он сначала напомнил супруге Сейрана Оганяна про статью Уголовного кодекса о ложном доносе, а затем заверил, что Виген Саргсян не уклонялся от военной службы и не разыскивался военной полицией.
Позже, отвечая на вопрос Радио Азатутюн, эту тему затронул и сам Виген Саргсян, заявив, что в установленном законом порядке служил в вооруженных силах.
Между тем, Никол Пашинян сегодня в беседе с Радио Азатутюн заявил, что не прозвучало какого-либо убеджительного объяснения, должны быть представлены документы, которые покажут, на каком основании Виген Саргсян с 1992-го по 2000 годы, то есть на срок примерно 8 лет, получил отсрочку, и насколько эти документы достоверны.
На вопрос, ставит ли он под сомнение указанные в том числе и в биографии объяснения о том, что сначала четыре года Виген Саргсян учился в Ленинграде, а затем здесь, Пашинян ответил: «Речь идет не о получении образования. Также на основании разных документов мы должны понять, на основании чего он получил эту отсрочку, насколько достоверны эти документы, об этом речь, потому что, знаете, среди общественности есть предположение, что на самом деле все было не так. Во всех соцсетях именно это обсуждается, говорят, что были какие-то проблемы с военной полицией, то есть, мой запрос связан с этим общественным обсуждением, мы должны углубиться и понять, что правда, а что не совсем».
На уточняющий вопрос, не исключает ли он, что министр получил отсрочку с нарушением закона, оппозиционный депутат ответил: «Я сделал запрос, и если бы я сегодня что-то утверждал, то представил бы это Вам. Есть обсуждение, есть такое обвинение, которое выдвигается Вигену Саргсяну, и мы должны понять ситуацию».
По утверждению Пашиняна, помимо документов относительно отсрочки также должно быть дано официальное объяснение касательно того, как министр обороны был призван в армию, поскольку в биографии Вигена Саргсяна отмечается, что он служил в вооруженных силах с 2000-го по 2003 год, то есть три года. Была ли это срочная служба или контрактная?
Отметим, что вопрос службы чиновников и депутатов в армии оказался в повестке дня после того, как в парламенте был обсужден и принят в первом чтении закон «О военной службе и статусе военнослужащих», по которому, по сути, упраздняется право на получение отсрочки с целью учебы.
Оппозиционная фракция «Елк», которая проголосовала против нового закона, заявила, что власть не служивших в армии сегодня лишает молодежь возможности получать образование.
В ответ министр обороны обратился к не служившим в армии или воспользовавшимся разными льготами оппозиционным депутатам, упомянув их по именам.
Отвечая на вопрос Радио Азатутюн о том, можно ли сказать, что закон о военной службе стал своеобразной люстрацией для не служивших в армии представителей как власти, так и оппозиции, Никол Пашинян ответил, что слово «люстрация» ему не очень нравится.
Пашинян привел в пример себя, отметив, что и в его адрес звучали вопросы относительно того, почему он не служил в армии, и он представил все документальные основания - по каким причинам он не был призван в армию, того же он ожидает и от других.
На вопрос, на каких основаниях он не служил в армии, Пашинян ответил: «Согласно закону о воинской повинности, поскольку два моих брата отслужили в армии, я как третий брат в 1991 году был освобожден от армии. Поскольку были сомнения в том, что существовал подобный закон, я также поднял из архивов Национального собрания и опубликовал соответствующую статью».