По словам премьер-министра Армении Овика Абрамяна власти страны делают все, чтобы исполнить требование народа.
Овик Абрамян, однако, не уточнил, требует ли официальный Ереван от властей России передать обвиняемого в убийстве семи граждан Армении российского военнослужащего армянской стороне.
«Власть, во главе с президентом республики делает все, чтобы вы увидели положительный сдвиг», - вчера в Гюмри заявил премьер-министр Овик Абрамян, указав на звонок Владимира Путина, соболезнования российских властей, а также на тот факт, что в Армении вчера находился глава Следственного комитета России, проводивший здесь расследование.
«Политическая власть во главе с президентом делает все, чтобы требование нашего народа, просьба нашего народа была исполнена», - добавил премьер.
На следующий день после преступления Генпрокуратура Армении выступила с официальным заявлением о том, что вопрос выдачи армянским правоохранителям основного подозреваемого в страшном преступлении в Гюмри Валерия Пермякова не обсуждается, поскольку тот является гражданином России и по Конституции этой страны не может быть выдан другому государству.
Это заявление вызвало волну протестов в Армении. Тысячи протестующих в Гюмри требовали выдачи армянскому правосудию российского солдата-срочника, сознавшегося в убийстве и находящегося под арестом на российской военной базе. В результате генпрокурор Армении заверил их, что обратится к своему российскому коллеге с этим вопросом.
В беседе с журналистами после панихиды по седьмому члену семьи Аветисян, шестимесячному Сереже Аветисяну, скончавшемуся 19 января от тяжелых колото-режущих ранений, глава правительства обошел этот вопрос, сказав: «Это действительно было большой потерей для нас, это несчастье, и это преступление было совершено в отношении семьи Аветисян. Это для нашего народа действительно большая потеря в том смысле, что была сделана также попытка дать оценки, но мы просто хотели бы сказать, что мы соболезнуем, мы скорбим и оплакиваем потерю семьи Аветисян».
Оппозиционеры по этому поводу недоумевают. Заместитель председателя партии «Наследие» Армен Мартиросян возражает, что если бы власти проложили усилия, Пермяков изначально не оказался бы у русских.
«Даже если теоретически допустить, что действительно его задержали [российские] пограничники, все равно, пограничники подчиняются Службе национальной безопасности Армении, и любой нарушитель границы, независимо от национальности, передается армянским правоохранительным органам. Поэтому однозначно, что этой воли со стороны властей нет», - сказал Мартиросян.
По убеждению оппозиционера, даже телефонный звонок Путина нельзя приписывать усилиям Сержа Саргсяна. По словам Мартиросяна, лишь благодаря воле, проявленной народом, власти России начали предпринимать шаги, поняв, что теряют дружественную страну. Дружба тем более оказалась под угрозой, что люди восстали в Гюмри, где проживают тысячи русских.
«Мы показали, что независимо от того, какой стиль поведения избрало руководство, все равно народ может постоять за свое достоинство. Сегодня, фактически, выходит, что Армения в вопросе принятия решений больше зависит от Москвы, чем даже во времена Советского Союза. Фактически, сегодня власти Армении находятся в таком ослабленном состоянии, что на протяжении недели без звонка Путина даже не могут выразить народу слова соболезнования», - сказал Мартиросян.
Заявление Овика Абрамяна депутат Никол Пашинян противопоставляет официальным сообшениям об армяно-российских контактах в последние дни. Он отмечает, что как бы ни была эта информация скудна и суха, тем не менее, она ясно показывает рамки обсужденных вопросов, в которых он не нашел ни одного свидетельства или намека на то, что в повестке официального Еревана вообще есть вопрос передачи Пермякова армянским правоохранителям.
«Такого вопроса просто нет. И то, что Геворк Костанян в прошлый четверг в Гюмри перед людьми пообещал, что он по этому вопросу официально обратится к генпрокурору России, но до сих пор не обратился, это уже красноречивые факты. То есть, с одной стороны, они пытаются в очередной раз ввести людей в заблуждение, а на самом деле процесса нет, с другой стороны, людей постоянно призывают к спокойствию. Факт в том, что пока не происходит гражданской активности, власти по своей воле не предпринимают никаких шагов, никаких инициатив», - сказал Пашинян.
По его словам, поднявшейся волной протеста общественность ясно показала, что, скорбя на протяжении нескольких дней, она не забудет этот вопрос. Пашинян считает, что сейчас очень важно прояснение ряда эпизодов: «Мы должны понять, насколько правомерным было то, что Пермяков, будучи задержан на территории Республики Армения, был увезен на 102-ю российскую военную базу. Этот вопрос имеет принципиально важное значение, и правовое объяснение этого эпизода, думаю, должно дать основание для более точного формулирования оценки дальнейших процессов».
По предварительным данным следствия, 12 января военнослужащий российской военной базы в Гюмри рядовой Валерий Пермяков самовольно оставил службу в карауле, с оружием ушел в город, где в одном из домов выстрелами из автомата убил шестерых членов семьи Аветисян и ранил штыком шестимесячного ребенка, который позже скончался в больнице, несмотря на все усилия врачей.