Бывший министр обороны Армении Сейран Оганян считает неправильным держать под арестом второго президента Армении Роберта Кочаряна, обвиняемого в свержении конституционного строя по делу «1 марта».
В примерно 30-минутном видеообращении на своей странице в Facebook Оганян подчеркнул, что дело о событиях 1 марта 2008 года основано на президентском треугольнике и, по сравнению с Сержем Саргсяном и Левоном Тер-Петросяном, Роберт Кочарян находится в неравных условиях.
Экс-министр обороны, который также обвиняется в свержении конституционного строя, выразил мнение, что дело «1 марта» можно расследовать также в условиях нахождения Кочаряна на свободе.
«Я считаю явной ошибкой такое отношение к второму президенту республики Роберту Кочаряну, его удержание под арестом. Человек, который добровольно несколько раз явился на все уголовно-процессуальные действия, не заслуживает такого обращения, такие люди никогда не уклоняются от ответственности. Если, тем не менее, хотят расследовать дело «1 марта», то оно основано, однозначно, на президентском треугольнике. С одной стороны - президент, который был избран, с другой стороны - президент, который не признал результаты выборов, и с еще одной стороны - президент, который должен был, обеспечив стабильность, передать систему управления нашей страной. Я считаю, что в этой ситуации второй президент Республики Армения находится в неравных условиях. Его можно оставить на свободе и продолжить это расследование», - сказал бывший министр обороны.
Сейран Оганян также затронул циркулирующий вопрос о том, мог ли бывший президент Роберт Кочарян не знать о строго секретном приказе № 0038.
Оганян, который во время событий 1 марта 2008 года занимал должность начальника Генштаба Вооруженных сил Армении, утверждает, что бывший министр обороны Армении Микаэл Арутюнян детально не представил Кочаряну приказ № 0038.
«Я убежден, что министр обороны так детально не проинформировал его о приказе № 0038, наоборот, сообщил, что “мы выполнили данные Вами поручения и нейтрализовали существующие угрозы”», - сказал Оганян.
«На свободе Кочарян воспрепятствует расследованию дела»
Между тем, член бывшей группы по сбору фактов по делу «1 марта» Седа Сафарян возражает Сейрану Оганяну, настаивая на том, что Кочарян должен оставаться под стражей, поскольку на свободе он воспрепятствует расследованию дела.
«Конечно, он воспрепятствует расследованию дела. Роберт Кочарян лучше всех знает, сколько сил он сконцентрировал, кто эти люди, которые являются непосредственными участниками или исполнителями операций. Я не думаю, что Сейран Оганян настолько осведомлен обо всем этом, насколько Роберт Кочаряна», - в беседе с Радио Азатутюн сказала Сафарян.
Она считает неслучайным то, что Оганян берет Роберта Кочаряна под защиту, поскольку, по ее словам, Оганян принимал участие в действиях того режима и понимает, что если бы их команда тогда не поддержала Кочаряна, то последний так далеко не пошел бы.
«У них общие интересы. Неслучайно, что Сейран Оганян берет Роберта Кочаряна под защиту, потому что наравне с ним участвовал в действиях того же режима. Мы все знаем, что предъявленные и ему, и Роберту Кочаряну обвинения являются весьма обоснованными, представленные в их обвинительных заключениях действия полностью выявляют состав преступления по свержению конституционного строя», - сказала Сафарян.
Примечательно, что помимо Роберта Кочаряна Сейран Оганян считает неправильным также уголовное преследование в отношении бывшего министра обороны Микаэла Арутюняна и бывшего генерального секретаря ОДКБ Юрия Хачатурова.
В частности, говоря об экс-министре обороны Микаэле Арутюняне, обвиняемом в свержении конституционного строя и находящемся в розыске, Сейран Оганян сделал примечательное заявление, сказав, что не считает, что тот скрывается от следствия.
Что касается изданного Микаэлом Арутюняном приказа № 0038, то Сейран Оганян утверждает, что в этом приказе не было ни одного шага, направленного против народа.
«Я не верю, что он уклоняется, просто оскорблен и не верит в текущий уголовный процесс. Я думаю, что все понимают, что настоящие люди, прошедшие войну и создавшие это государство, не могут сбежать со своей родины, - сказал Оганян и добавил: - В приказе Микаэла Арутюняна не было ни одного шага, направленного против народа».
Член бывшей группы по сбору фактов Седа Сафарян, между тем, возражает: «Что значит в приказе нет положения о совершении действий против народа? Все это в дальнейшем было направлено против народа, дословно может быть такого положения и нет, но я не думаю, что Оганян такой примитивный человек, что этого не понимает», - сказала Седа Сафарян.
В своем пространном видеообращении Сейран Оганян, говоря о строго секретном приказе № 0038, утверждает, что в нем нет ничего необычного и ставить его в основу дела «1 марта» – это «радикальный» и не объективный подход.
Касаясь секретности приказа, Сейран Оганян отметил, что приказ был письменный и его не могли ни от кого скрыть, поскольку он был доступен примерно для 1000 человек.
Напомним, по сообщению Специальной следственной службы, расследующей дело «1 марта», во время мартовских событий 2008 года вооруженные силы были вовлечены в политические процессы, а для этого тогдашний министр обороны Микаэл Арутюнян, обвиняемый по делу «1 марта», подписал строго секретный приказ № 0038 о выполнении задач, поставленных Верховным главнокомандующим, то есть, тогдашним президентом Робертом Кочаряном.