Генеральная прокуратура Армении уже четвертый день отказывается предоставить информацию о том, где содержится военнослужащий 102-й российской военной базы, арестованный по делу об убийстве 57-летней жительницы Гюмри Джульетты Гукасян.
Согласно источникам «Интерфакса», он находится на территории российской военной базы.
Координатор программ общественной организации «Объединение информированных граждан Даниэл Иоаннисян, ссылаясь на армяно-российский договор о размещении военной базы, утверждает, что военнослужащий должен находиться в одном из уголовно-исполнительных учреждений Армении.
«Это дело должны расследовать правоохранительные органы Армении. Это означает, что это дело будет полностью расследоваться в соответствии с законодательством Армении. Законодательство Армении не предусматривает процедуру содержания обвиняемого в преступлении лица в уголовно-исполнительном учреждении другого государства. По-видимому, российская сторона считает, что это лицо находится на территории Российской Федерации, и не выдает его. Но это манипуляция, потому что и договор о размещении военной базы, подписанный в 1995 году, и другие договоры предусматривают, что военная база находится на территории Армении и территория военной базы – это территория Армении, и на территории военной базы законодательство и Конституция России, 41-я статья которой гласит, что своего гражданина они выдавать не могут, действует лишь настолько, насколько это предусмотрено армяно-российскими договорами. А договорами предусмотрено, что лицо, обвиняемое в совершении преступления, должны судить компетентные органы Республики Армения», - сказал Иоаннисян.
Даниэл Иоаннисян отмечает, что армянская сторона должна добиться того, чтобы Россия начала уважать армяно-российские соглашения.
Сегодня группа активистов провела молчаливую акцию протеста перед посольством России в Армении, развернув плакат с надписью «Не пей, не бей женщину!».
Посольство России в Армении, которое до этого резко отрицало причастность российского военнослужащего к этому трагическому инциденту, теперь призывает не политизировать произошедшее и выражает соболезнования семье погибшей.
«Российская Федерация нарушает армяно-российские межправительственные соглашения ... что может быть более политическим, чем этот вопрос? Само убийство не политизируется, но последовавшее за этим следствие выявляет четкие политические проблемы», - отметил Иоаннисян.
Сторонником неполитизации вопроса также является исполняющий обязанности министра по чрезвычайным ситуациям Феликс Цолакян, который в 2015 году, во время убийства российским военнослужащим Валерием Пермяковым семьи Аветисян из семи человек в Гюмри и последовавших за этим событий был губернатором Ширакской области.
«Везде случается, что солдат может сбежать с военной базы… Если посмотрим на другие военные базы, на территории других стран бывает гораздо больше случаев. Мы более болезненно воспринимаем это и, наверное, правильно делаем. Но, в любом случае, оценка должна быть дана в правовом поле, и не нужно здесь искать другие нюансы», - сказал Цолакян.
На вопрос, уверен ли он, что в правовом поле удастся найти решение с Россией - как равный с равным, Цолакян ответил: «Я не думаю, что не удастся».
В ответ на замечание о том, что в случае с Парекяковым не удалось и тот сейчас отбывает наказание в России, Феликс Цолакян сказал: «Теперь было и прошло. Я не хочу снова ворошить это, оглядываться назад… Произошел конкретный инцидент, за конкретный инцидент ответственность должно понести лицо, совершившее конкретное деяние».
Нынешний губернатор Ширакской области Карен Саруханян в телефонной беседе с Радио Азатутюн сообщил, что всего два дня назад вернулся из отпуска и еще не успел встретиться с командованием российской военной базы, но в ближайшее время обязательно планирует провести подобную встречу.
«Есть общая напряженность, но мы пытаемся разрядить ее», - сказал он.
Саруханян сказал, что у него нет информации о том, где находится арестованный военнослужащий. «Честно говоря, у меня в данный момент нет информации. Мы по возможности стараемся не интересоваться. Я разговаривал с ними, они сказали, что сейчас проводят расследование, пытаются понять, в каких обстоятельствах это произошло. Поэтому они не хотят поднимать вопрос. По моим сведениям, он был пьян, это произошло по неосторожности», - сказал губернатор.
57-летняя Джульетта Гукасян была жестоко избита рано утром 2 декабря и скончалась по дороге в больницу. Примерно через неделю после инцидента Генпрокуратура Армении заявила, что по подозрению в убийстве задержан российский военнослужащий, не сообщив других подробностей.