Ссылки доступа

Налбандян: «Урегулирование должно гарантировать реализацию всех неотъемлемых прав народа Арцаха»


Существует ряд причин, по которым до сих пор не удалось добиться прогресса в процессе мирных переговоров по карабахскому урегулированию, несмотря на многочисленные встречи на уровне президентов и глав МИД, многочисленные этапы переговоров, неустанное посредничество стран-сопредседателей и безоговорочную поддержку усилий и подходов сопредседателей со стороны ОБСЕ. Об этом заявил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, выступая сегодня в Вене на 24-й встрече Совета министров иностранных дел стран-членов ОБСЕ.

«Десять лет назад в рамках Совета министров ОБСЕ в Мадриде страны-сопредседатели Минской группы представили сторонам основополагающие принципы мирного урегулирования карабахского конфликта. Через два года в Афинах министерский совет ОБСЕ от имени всех стран-участников принял заявление, которым поддержал эти основополагающие принципы и подчеркнул обязательство сторон достичь согласия вокруг урегулирования карабахского конфликта на основе принципов неприменения силы или угрозы ее применения, территориальной целостности и равноправия и самоопределения народов, - заявил Налбандян и продолжил: - Президенты стран-сопредседателей в своих пяти совместных заявлениях, принятых с 2009 года, несколько раз поддержали эти принципы и основные элементы урегулирования конфликта, которые были представлены ими как единое целое. После этого сопредседатели неоднократно по разным поводам подтверждали эти элементы и принципы, в том числе в ходе почти всех министерских советов и совсем недавно в принятом в Гамбурге совместном заявлении».

Подчеркнув, что «Армения по многочисленным поводам подтверждала свою готовность продолжать переговоры на основе этих принципов и элементов, с целью исключительно мирного урегулирования конфликта», министр в качестве причины отсутствия прогресса перечислил следующее:

«Первое, Азербайджан отступил и отклонил три вышеупомянутых принципа урегулирования карабахского конфликта в качестве основы для урегулирования конфликта.

Второе, Азербайджан руководствуется избирательным подходом в отношении предложенных сопредседателями элементов, хотя последние неоднократно предупреждали воздерживаться от подобных действий, поскольку сделанные ими предложения они воспринимают как неделимое целое и одновременно подчеркивают, что попытки придать какому-то одному из принципов и элементов преимущество над другими сделают урегулирование проблемы невозможным.

Третье, Баку не выполняет достигнутые договоренности и отступает от них, как это произошло на нескольких этапах переговоров, в частности, во время саммитов в Санкт-Петербурге в июне 2010 года, в Астрахани в октябре 2010 года, в Сочи в марте 2011 года, в Казани в июне 2011 года. Практика Азербайджана по отказу от выполнения достигнутых договоренностей серьезно ставит под сомнение доверие по отношению к Баку как к стороне переговоров.

Четвертое, практически постоянное воспрепятствование усилиям сопредседателей и попытки переместить посредничество в другие форматы явно указывают на намерение Азербайджана сорвать переговоры. Неудивительно, что сопредседатели в своих заявлениях призывали Баку отказаться от подобной позиции.

Пятое, применение силы или угрозы применения силы со стороны Азербайджана, периодические нарушения режима прекращения огня и провокации, проведение военных учений без предупреждения – абсолютно вопреки Венскому документу ОБСЕ, военная риторика высокопоставленных чиновников Азербайджана показывают, что Баку рассматривает войну как возможный вариант. Сопредседатели неоднократно призывали Азербайджан воздержаться от обострения ситуации, подтвердить приверженность мирному урегулированию. Никто не сомневается в том, что именно Азербайджан постоянно нарушает режим перемирия и обостряет ситуацию.

Шестое, переговорному процессу был нанесен серьезный удар из-за агрессии Азербайджана против Нагорного Карабаха в 2016 году, которая сопровождалась грубейшими нарушениями международного гуманитарного права, зверствами в отношение гражданских лиц, включая детей, женщин и стариков, надругательством на телами, обезглавливаниями в стиле ИГИЛ.

Седьмое, после апрельской агрессии с целью устранения последствий войны сопредседатели организовали два саммита в Вене и Санкт-Петербурге с участием президентов Армении и Азербайджана. Азербайджан отказался от претворения в жизнь договоренностей, достигнутых на этих саммитах, в частности, об исключительно мирном урегулировании конфликта, безоговорочном выполнении трехсторонних бессрочных соглашений о режиме прекращения огня от 1994-1995 гг., создании механизмов расследования нарушений режима прекращения огня, расширении команды личного представителя действующего председателя ОБСЕ с целью повышения эффективности мониторинга в зоне конфликта. Целью этих договоренностей было создание условий для продвижения мирного процесса, а значит, отклоняя их, Баку сознательно препятствует переговорам.

Восьмое, Азербайджан продолжает политику антиармянской ненавистнической пропаганды, называет армян всего мира своими врагами номер один, в учебниках представляет армян как генетических противников Азербайджана, уничтожает культурное наследие и религиозные памятники армян, утверждает, что территории Армении якобы являются историческими азербайджанскими землями. Азербайджан уже давно включил в свой черный список народ Нагорного Карабаха, а потом стал включать в него также всех тех, кто посещает Нагорный Карабах. Те, кто действительно стремятся к миру, ничего подобного не делают.

Девятое, после многолетних переговоров об основополагающих принципах Азербайджан начал настаивать на том, что в их принятии нет никакой необходимости, что является абсолютным неуважением по отношению к другим сторонам переговоров, к странам-сопредседателям, к огромным усилиям и времени, затраченным ими на данный процесс».

«Бескомпромиссная и максималистская позиция Азербайджана стала серьезным препятствием на пути продвижения мирного процесса и в значительной степени способствует сохранению статус-кво. Предложения сопредседателей по урегулированию конфликта - это путь, который может привести к изменению статус-кво. Тем не менее, Азербайджан отвергает эти предложения, делая все возможное, чтобы сохранить статус-кво без изменений, одновременно создавая впечатление, что поддерживает изменение статуса-кво, - сказал Налбандян и продолжил: - Намерения Азербайджана четко видны из его расходов: Баку тратит миллиарды на покупку влияния в столицах мира, что в очередной раз выявило печально известное дело «Ландромат», он тратит гораздо большие суммы на наступательное оружие, при этом до сих пор ничего не вложил в подготовку своего собственного населения к миру, к чему постоянно призывами сопредседатели».

«Если Баку прислушается к призывам сопредседателей Минской группы ОБСЕ строго соблюдать режим прекращения огня, выполнит достигнутые ранее договоренности, подтвердит свою приверженность предложенным сопредседателям основным принципам урегулирования конфликта и конструктивно включится в переговорный процесс, то это создаст путь для продвижения мирного процесса и изменения статус-кво», - заявил глава МИД Армении, выразив при этом уверенность в том, что мирным переговорам нет альтернативы.

«Необходимо провести интенсивные переговоры на основе предложений сопредседателей. Именно с таким восприятием я встречался шесть раз в течение года со своим азербайджанским коллегой и последний раз это было вчера, в рамках министерского совета. Встречи между министрами и активное посредничество сопредседателей позволили подготовить саммит президентов Армении и Азербайджана 16 октября 2017 году в Женеве. После 16-месячного перерыва это была первая встреча президентов, которая, в основном, прошла в положительной атмосфере, - сказал Эдвард Налбандян и продолжил: - После примерно четырехлетнего перерыва на саммите в Женеве впервые удалось принять, хоть и достаточно краткое, совместное заявление. Прежде Армения неоднократно заявляла о своей готовности присоединиться к заявлениям сопредседателей, но Азербайджан всегда отказывался выступать с совместным заявлением. Это совместное заявление отражает то, к чему долгое время призывает Армения: предпринять дополнительные шаги для ослабления напряженности на линии соприкосновения. Эти шаги были представлены в заявлениях на саммите в Вене и Санкт-Петербурге в 2016 году. Женевское заявление также акцентировало необходимость активизации переговорного процесса, и Армения всегда поддерживала это. К сожалению, сразу же после саммита Баку вновь вернулся к своим необоснованным обвинениям и милитаристской риторике».

«Вчерашняя встреча с моим азербайджанским коллегой в целом прошла в положительной атмосфере. Посмотрим, какие развития будут после этого», - отметил министр иностранных дел Армении.

«В следующем году народ Нагорного Карабаха отметит 30-летие своей борьбы за свободное распоряжение собственной судьбой, за защиту человеческого достоинства и права на свободу. В течение минувших трех десятилетий народу Арцаха, несмотря на разрушительную войну и все трудности, удалось создать общество, основанное на защите прав человека, основополагающих свободах и демократических институтах. Урегулирование конфликта должно уважать все неотъемлемые права народа Арцаха и должно гарантировать их беспрепятственную реализацию», – заявил Налбандян.

Как сообщает пресс-служба МИД Армении, Налбандян также подчеркнул, что Армения последовательно выступала за укрепление неделимой безопасности на пространстве ОБСЕ и постоянно вносила свой вклад в обсуждения вокруг контроля за вооружением и восстановления механизмов доверия и безопасности.

«Около двух недель назад Армения подписала с Европейским союзом соглашение о всеобъемлющим и расширенном партнерстве. Это стало ярким свидетельством того, что членство в одном интеграционном проекте, а в случае Армении - это Евразийский экономический союз, не исключает сотрудничества с иными структурами. В этом контексте надеемся, что целеустремленный реалистичный диалог станет движущей силой для экономического сотрудничества на всем пространстве ОБСЕ», - сказал Налбандян.

Он подчеркнул «вклад Армении в процессы, осуществляемые организацией в плоскости защиты прав человека, и эффективное взаимодействие со структурами ОБСЕ в этом направлении».

«Прошедшие в Армении в апреле парламентские выборы продемонстрировали, что достигнутый прогресс в сфере основополагающих прав человека стабилен и необратим. Мы высоко ценим вклад структур ОБСЕ в этом вопросе», - отметил Налбандян.

Касаясь закрытия ереванского офиса ОБСЕ, глава МИД Армении отметил, что последствия этого «касаются самой сути ОБСЕ, которая состоит в том, чтобы урегулировать вопросы посредством диалога и сотрудничества, а не посредством навязывания позиции одного государства-участника в ущерб всем остальным и всей организации».

«Это создало очень негативный прецедент. Отказ Азербайджана в вопросе достижения консенсуса по вопросу продления мандата офиса нанес ущерб не только целостности полевых миссий ОБСЕ, но и способности организации к инклюзивному сотрудничеству», - отметил Налбандян.

Он напомнил, что Азербайджан не соблюдал обязательства ОБСЕ и ликвидировал офис ОБСЕ в своей собственной стране, после чего закрыл и последнюю полноценно действующую миссию ОБСЕ в регионе.

«Особенно прискорбно, что офис был закрыт против воли организации и несмотря на последовательные усилия по его сохранению со стороны принимающей страны и всех государств-участников - за исключением Азербайджана. Хотим напомнить, что председательство Германии и Австрии отвергло обвинения Азербайджана в адрес ереванского офиса. Не удивительно, что бросив вызов офису ОБСЕ в Ереване, Азербайджан оказался в изоляции», - подчеркнул Эдвард Налбандян.

XS
SM
MD
LG