Урегулирование карабахского конфликта зависит от конструктивности сторон, заявил заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян в интервью российской радиостанции «Эхо Москвы».
«Если Азербайджан будет продолжать исходить из того: или все, или ничего, или все, или война - то, конечно, будет ничего, а эти военные угрозы - они только оттягивают решение проблемы», - сказал Кочарян.
В ответ на просьбу прояснить ситуацию с законопроектом о признании Арменией независимости Нагорного Карабаха, заключение по которому накануне правительство Армении утвердило, замглавы МИД сказал: «Тут есть недопонимание. Правительство дало одобрение не законопроекту, а своему заключению, проект заключения был представлен, и он получил одобрение. Согласно этому заключению, принятие подобного закона о признании Нагорного Карабаха обуславливается результатами переговоров между Арменией и Нагорным Карабахом, которые должны учитывать дальнейшее развитие ситуации, в том числе и внешние факторы. Однозначно, речь не идет о том, что правительство одобрило законопроект. Заключение будет направлено в Национальное собрание, и там будут идти стандартные обсуждения. Мне немного непонятен этот ажиотаж и это недопонимание, потому что это уже в четвертый раз - только я в четвертый раз представляю правительство в ответ на аналогичные законодательные инициативы нашей оппозиции о признании Нагорно-Карабахской Республики. Это - в четвертый раз только на моей памяти».
На вопрос, были ли предыдущие заключения подобными или как-то отличались, Шаварш Кочарян ответил: «Да, да - были подобными. Ситуация заключается в том, что, конечно, мы не исключаем такую возможность и об этом очень четко и однозначно говорил президент Армении. Он говорил в дни, когда Азербайджан 2 апреля развязал военную агрессию против Нагорного Карабаха, тогда он и сказал, что если будут продолжаться эти агрессивные действия, то тогда Армении ничего другого не останется, как признать Нагорно-Карабахскую Республику. Но, при всем при этом, мы всегда были и остаемся приверженными тому, чтобы вопрос решался исключительно мирными переговорами, при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ - России, США и Франции, и, более того, предмет этих переговоров рассекречен, так сказать, заявлениями трех президентов, где совершенно однозначно говориться о том, что будущий статус Нагорного Карабаха определяется волеизъявлением народа и носит юридически обязательный характер».
Отвечая на вопрос российского журналиста о том, почему нельзя признать Нагорный Карабах, особенно в такой сложной ситуации, Кочарян заметил, что Карабах можно признать, но Армения исходит из следующего: «Есть переговорный формат, который основан на, скажем так, Мадридском документе, суть которого рассекречена, разглашена президентами трех стран-сопредседателей. Только уже по тому, что опубликовано и видно, о чем идет речь, какие они предлагают взаимные компромиссы. С одной стороны, это статус окончательный Нагорного Карабаха, который решается юридически обязывающим референдумом. Это означает, что результаты референдума должны признать все стороны, в том числе и Азербайджан. Также, там речь идет о коридоре, который связывает Армению с Карабахом, т.е. Карабах не может быть анклавом, с другой стороны, там есть те вопросы, которые интересуют Азербайджан. Это связано с уточнением границ, территорий - территориальные вопросы, и еще один вопрос, который, кстати, и нас тоже интересует, это право всех беженцев вернуться в места своего постоянного проживания. Вот суть того документа, который лежит на столе переговоров, и армянские стороны были ему всегда привержены, в отличие от Азербайджана, который делает упор только на тех пунктах, которые его устраивают, более того, он не отказывается от силовой политики, что мы увидели со 2-го по 5 апреля».