Ссылки доступа

К 100-летию Первой Мировой войны. Часть 3


Эрнест Варданян
Эрнест Варданян
К весне 1912 года на Балканском полуострове сложилась критическая ситуация. Молодые государства, едва обретшие независимость от Османской империи, принялись выяснять отношения, что было вполне ожидаемо. Последняя русско-турецкая война 1877-1878 годов окончилась Сан-Стефанским миром, который не только даровал народам Балкан независимость, но и вернул им значительные территории, населенные титульными этносами. Однако Англия и Австрия, недовольные усилением Российской империи в регионе, потребовали нового передела границ и инициировали Берлинский конгресс. Российская дипломатия не смогла отстоять завоевания царской армии, и территории балканских стран были урезаны, а государственные границы в очередной раз не совпали с национальными.

Всё это не могло не вылиться в новое противостояние. Итало-турецкая война 1911-1912 годов, закончившись поражением Порты, подстегнула реваншистские настроения в Болгарии, Сербии, Греции и Черногории. Британия и Франция не были в восторге от создавшейся ситуации, но не только из-за влияния России. Дело в том, что независимые страны региона оказались в поле зрения Австрии и Германии – это в особенности касалось Болгарии. Зная о большой роли немцев в Турции, Лондон и Париж опасались создания немецкого пояса от Берлина до Стамбула, поэтому не стремились помогать своему традиционному вассалу с берегов Босфора.

Первая Балканская война 1912-1913 годов была стремительной и ожесточенной. «Больной человек Европы», как называли тогда Османскую империю, не выдержал столкновения с целой коалицией своих бывших «подопечных». Первый выстрел был сделан 9 октября 1912 года черногорцами, а спустя неделю в войну вступили Сербия, Греция и Болгария. Сербы вместе с черногорцами прорвались к Адриатическому морю, вызвав панику в Вене. Австрийцы в ответ устроили демонстративные военные маневры на юге и на границе с Россией. Кайзер Вильгельм, в свою очередь, заявил, что не боится войны со всей Антантой (через два года все убедились в этом).

В ноябре болгары практически достигли ворот Константинополя, а в декабре стороны подписали перемирие. Правда, в феврале 1913 года война возобновилась и окончилась разгромом турок. 30 мая в Лондоне был подписан мирный договор, по которому Турция потеряла все свои европейские владения, а граница с Болгарией проходила практически в пригородах Стамбула. Османское присутствие в Европе, казалось, окончилось навсегда.

Но не тут-то было. Обеспокоенная Австро-Венгрия при поддержке Германии начала плести интриги в стане победителей, что, в общем, было несложно. Болгарский царь Фердинанд из немецкой династии Кобургов был недоволен «скромными» завоеваниями своей страны и захотел большего. Австрийцы пообещали ему новые земли и финансовую помощь в обмен на пересмотр итогов войны.

29 июня 1913 года болгарская армия атаковала Сербию и Грецию. Надо сказать, что и в этих двух странах были не против повоевать, поскольку считали, что Болгарии достался сильно большой куш. Так, грекам не нравилось, что болгары получили выход к Эгейскому морю, а сербам не нравились притязания Софии на Македонию – этнически и лингвистически близкий болгарам регион.

Вторая Балканская война оказалась очень скоротечной и не менее ожесточенной. Но в этот раз важную роль сыграла Румыния. Дело в том, что Вене и Берлину не удалось перетянуть Бухарест на свою сторону, т.к. румыны имели виды на Трансильванию, контролируемую венграми еще со Средних веков, поэтому не были заинтересованы в усилении влияния Австрии. 10 июля румыны атаковали болгар в Южной Добрудже.

А турки, обрадовавшись ссоре между бывшими союзниками, тоже атаковали Болгарию и вернули контроль над стратегически важным городом Адрианополь (ныне Эдирне), примерно достигнув современных границ в Восточной Румелии. Наконец, сама Австрия сдала болгарских «сателлитов», решив не вмешиваться в войну. Разгром Софии стал делом времени. Бухарестский мир 10 августа 1913 года закрепил присоединение Южной Добруджи к Румынии, Эпира к Греции, Восточной Румелии к Турции и части Македонии к Сербии.

Однако очередной территориальный передел на Балканах – дело второе. Гораздо важнее то, что события лета 1913 года оформили расклад сил в регионе. Несмотря на обман со стороны Австрии, Болгария осталась в коалиции с Центральными державами, т.к. всё еще надеялась на реванш в борьбе с соседями. Турция, где в 1908 году свершилась революция младотурок, однозначно сориентировалась на Германию, которая наращивала военную и финансовую помощь. Перед началом войны немецкие офицеры занимали ключевые должности в турецком Генштабе.

С другой стороны Греция, где тоже были сильны прогерманские настроения, не поддалась на уговоры Берлина и не пошла на примирение со Стамбулом. Немцы при этом надеялись, что Афины с началом войны откроют второй фронт против Сербии. Греки к тому же не доверяли болгарам, поэтому предпочли ориентироваться на Англию.

Румыния, в свою очередь, находилась под сильным влиянием британского и французского капитала и не забывала о Трансильвании и Южной Буковине, что естественным образом противопоставляло ее Австрии, а значит, и Германии. Однако и Россия имела виды на Румынию, не забывая о том, что кратчайший путь до Белграда и Константинополя лежит через Бухарест. В данном случае даже Лондон и Париж не препятствовали особому интересу Российской империи, понимая, что Румыния может быть раздавлена, с одной стороны, австрийцами и немцами, а с другой, болгарами и турками, поэтому возможное появление русских на Дунае было бы наименьшим злом для Антанты.

Наконец, Сербия еще с конца XIX века смотрела на Россию, которую воспринимала как естественную защитницу, особенно с учетом того, что Петербург не признавал аннексии Боснии Австрией, а ведь именно возвращение Сараево было вожделенной мечтой сербов.

Итак, Вторая Балканская война стала последним актом перед большой европейской катастрофой 1914 года. Коалиции определились, интересы обозначились. Никто – ни в Лондоне, ни в Париже, ни в Берлине, ни в Вене, ни в Петербурге, ни в Стамбуле – особо не скрывал своих устремлений.

Империалистические державы дошли до точки, когда было уже невозможно контролировать ситуацию. Война стала делом времени. И вот, в конце июня 1914 года в Сараево с инспекционной поездкой прибыл наследник Австро-Венгерской короны, эрцгерцог Франц Фердинанд с супругой Софией. Знал бы он, чем закончится эта «прогулка»…

Продолжение следует.

Читайте также:
Часть 1
Часть 2

Radio Europa Liberă
XS
SM
MD
LG