Ссылки доступа

Политологи комментируют нынешний этап карабахского урегулирования


Встреча президентов России, Армении и Азербайджана в расширенном составе, Казань, 24 июня 2011 г.
Встреча президентов России, Армении и Азербайджана в расширенном составе, Казань, 24 июня 2011 г.
«Началась Казань-2», - так прокомментировал политолог Рубен Меграбян краткий визит главы МИД России Сергея Лаврова в Ереван, а затем в Баку.

В беседе с Радио Азатутюн политолог отметил, что это означает, что процесс не остановился, хотя ожидаемые от встречи в Казани результаты не оправдались. Россия, по оценке Меграбяна, согласовывая свои шаги с другими государствами-сопредседателями, взяла на себя роль оператора в карабахском процесс.

Политолог замечает, что чем дальше, тем больше активизируется и роль Евросоюза. В этом контексте Меграбян видит большие возможности того, что до конца года Армения и Азербайджан придут к согласию по основным принципам.

Напомним, что накануне верховный представитель Евросоюза по внешней политике и вопросам безопасности Кэтрин Эштон призвала Армению и Азербайджан до конца года найти решение по урегулированию карабахского конфликта.

Меграбян говорит, что возможность для маневра сторон сократилась. «Когда после стольких заявлений этого не происходит, то люди, делающие эти заявления, в глазах общественности в какой-то мере дискредитируются», - считает он.

По оценке политолога Александра Искандаряна, события развиваются в рамках логики процесса. Визит Сергея Лаврова он характеризует как обычный и считает, что ведутся подготовительные работы к следующей встрече президентов Саргсяна и Алиева.

По мнению политолога, визит министра иностранных дел России в Ереван и Баку не может существенно повлиять на переговорный процесс по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Оснований для достижения соглашения в карабахском вопросе до конца года он не видит и считает, что русские на этом этапе от Армении и Азербайджана хотят получить документ – соглашение о ненападении.

«Нет никаких оснований. Этому переговорному процессу почти 20 лет. Что случилось? Иран завоеван Соединенными Штатами? Резко изменился баланс сил? Азербайджан вдруг превратился Китаем? Что произошло, почему должны произойти эти резкие изменения, да еще в ближайшие три месяца? Не бывает так в таких процессах», - сказал Искандарян.

Говоря о вероятности возобновления войны, Искандарян отметил, что если найдется какой-то сумасшедший, то война начнется, но при этом отметил, что не считает руководство Азербайджана сумасшедшими.

По словам Искандаряна, если начнется война, то она продлится 3-5 дней, принесет потери армянам Карабаха, однако не решит ни одной проблемы Азербайджана, более того вследствие войны Азербайджан понесет очень серьезные потери, что, по всей вероятности, приведет к смене власти. Кроме того, из-за войны может быть прекращена предоставляемая Азербайджану финансовая помощь, будут поставлены под угрозу нефтяные инфраструктуры.

А Рубен Меграбян считает, что вероятность войны есть, но она незначительна.

«На этом фоне активизации даже теоретическая возможность еще больше уменьшается, потому что в этом не заинтересованы ни Турция, ни Россия, ни Иран, ни внешние игроки. Милитаристская риторика, как и антириторика, остаются в пределах рамок, предусмотренных для внутреннего пользования», - сказал Меграбян.
XS
SM
MD
LG