Премьер-министр Никол Пашинян будет допрошен в качестве свидетеля по уголовному делу о 44-дневной войне в Нагорном Карабахе. Это указание прокурора Следственному комитету, сообщил представитель родителей погибших военнослужащих, адвокат Ваан Ованнисян.
«7 мая мы подали ходатайство о допросе Никола Пашиняна в качестве свидетеля, чтобы генпрокурор дал указание. Сегодня нам сообщили, что наше ходатайство о допросе Никола Пашиняна удовлетворено», - сказал он.
Сроки допроса не ясны, их будет определять следователь.
«Я надеюсь, что он сделает это в ближайшее время, но думаю, что для того, чтобы исключить дальнейшее бездействие, сегодня у нас будет небольшая консультация с родителями, мы представим более резкое, более агрессивное ходатайство о совершении определенных процессуальных действий в отношении Никола Пашиняна», - сказал адвокат.
В правительстве пообещали, но пока не прокомментировали это решение и то, какую позицию по этому вопросу занимает премьер-министр Пашинян.
Отметим, что родственники погибших солдат подали заявление против премьер-министра после того, как он в середине апреля в Национальном собрании признал, что войну, имевшую место осенью 2020 года, можно было предотвратить, в результате сейчас была бы та же ситуация, но без жертв.
Родители погибших военнослужащих сегодня с утра собрались перед зданием военного следственного управления Следственного комитета. Многие из них уже имеют статус правопреемника потерпевшего и сегодня впервые были приглашены на допрос.
Аида Абраамян – мать погибшего добровольца Ованнеса Арутюняна, подчеркивает, что скажет следователю лишь одно: Пашинян должен стать обвиняемым. «Факт состоит в том, что он лишил этих детей жизни, за это он должен дать ответ», - сказала она.
«Мы все говорим одно и то же, независимо от обстоятельств гибели наших детей: нужно привлечь его Никола Пашиняна в качестве обвиняемого и немедленно арестовать, - сказал отец погибшего военнослужащего Акопа Ростомяна Ара Ростомян. - Здесь обвиняют одного человека, который заявил, что мог остановить войну, была бы такая же ситуация, только без жертв. То есть, он дал признательные показания, и мы на основании его признательных показаний требуем, чтобы его привлекли в качестве обвиняемого, допросили и арестовали».
По мнению Ара Ростомяна, только после привлечения Пашиняна следственные органы должны перейти к командному составу и сослуживцам.
Сын Севака Закаряна, военнослужащий-срочник Эдгар Закарян прослужил в армии лишь 12 дней и погиб в Физули. Отец утверждает, что цепочка ответственных начинается с верховного главнокомандующего, который бросил «в мясорубку» войны еще не владевших оружием солдат.
Адвокат Ваан Ованнисян подчеркивает, что в решении о признании правопреемником потерпевшего действиям дается весьма общая оценка, сформулировано: группа должностных лиц совершила такие действия, которые повлияли на боеспособность армии. Имена и фамилии лиц, предположительно совершивших преступление, не называются.
«Все потерпевшие возражают против описательной части решения», - сказал он.
Требование привлечь премьер-министра к ответственности и признать их правопреемниками потерпевших родители погибших военнослужащих представили в прокуратуру в прошлом месяце. Уголовное дело о 44-дневной войне сначала расследовал Антикоррупционный комитет, затем оно было передано в Следственный комитет. По впечатлению адвоката, дело было передано, поскольку Антикоррупционный комитет не выполнял указания прокурора и вообще бездействовал.