Конституционный суд признал антиконституционной одну из двух оспариваемых Кочаряном статей

Председатель КС Грайр Товмасян оглашает решение, 4 сентября 2019 г․

Конституционный суд (КС) Армении огласил решение, принятое в результате рассмотрения заявления ключевого обвиняемого по делу «1 марта», второго президента Армении Роберта Кочаряна, согласно которому одна из двух оспариваемых экс-президентом статьей Уголовно-процессуального кодекса, 35-я статья, признана не соответствующей Конституции и недействительной, а другая, 135-я статья, - соответствующей основному закону страны.

«Конституционный суд <…> решил: во-первых, признать статью 35 Уголовно-процессуального кодекса Республики Армения по части непредусмотрения функциональной неприкосновенности должностных лиц, наделенных силой Конституции особой защитой, в числе обстоятельств, исключающих производство уголовного дела либо уголовное преследование, противоречащей пункту 4 части 1 статьи 27, части 1 статьи 61, части 1 статьи 63 и статьи 78 и недействительной; во-вторых, часть 2 статьи 135 Уголовно-процессуального кодекса Республики Армения соответствует Конституции; в-третьих, согласно статье 170 Конституции, данное решение окончательное и вступает в силу с момента опубликования», - зачитал заключительную часть решения председатель КС Грайр Товмасян.

Председатель КС Грайр Товмасян также заявил, что два члена суда выразили особое мнение.

Обвиняемый по делу «1 марта» в свержении конституционного строя и находящийся под арестом Роберт Кочарян попросил КС проверить конституционность двух статей Уголовно-процессуального кодекса - об основаниях для применения меры пресечения и об обстоятельствах, исключающих производство уголовного дела или уголовное преследование, то есть, выяснить, могут ли эти две статьи, связанные с мерой пресечения и уголовным преследованием, быть применены в отношении президента страны. Адвокаты Кочаряна, по сути, утверждали, что обладающий неприкосновенностью президент за вытекающие из его полномочий действия не может подвергаться уголовному преследованию и тем более быть арестованным.

Статья 35 Уголовно-процессуального кодекса касается обстоятельств, исключающих производство уголовного дела или уголовное преследование, статья 135 - оснований для применения меры пресечения.

Вице-спикер парламента Армении Ален Симонян, комментируя по просьбе Радио Азатутюн решение Конституционного суда, отметил, что в данный момент не хотел бы давать политическую оценку уголовному делу и считает необходимым дождаться опубликования полного текста решения КС.

Симонян отметил, что проблема, существующая сегодня в судебной системе, неизбежно бросит тень на это решение. «В случае Грайра Товмасяна я, честно говоря, уверен, что граждане Республики Армения не имеют доверия к ныне действующему председателю Конституционного суда и вообще к его действиям», - сказал вице-спикер.

По словам бывшего члена Группы по сбору фактов в связи с событиями 1-2 марта 2008 года Андраника Кочаряна, до сих пор так и не был дан ответ на вопрос, правомочен ли нынешний состав Конституционного суда рассматривать дело Кочаряна.

Отвечая на вопрос Радио Азатутюн о том, считает ли он возможным, что после данного решения КС уголовное преследование в отношении Роберта Кочаряна будет прекращено, Андраник Кочарян заявил, что в случае председателя КС Грайра Товмасяна считает любое развитие считает возможным, однако «даже Грайр Товмасян в данный момент не имел права лишать общество Армении возможности вступить в этап нормального судебного разбирательства».

А представитель правопреемников 9 погибших во время событий 1 марта 2008 года, адвокат Тигран Егорян в беседе с Радио Азатутюн заявил, что сегодняшнее решение, «принятое от имени Конституционного суда действующими лицами, является антиконституционным, оно противоречит Конституции и конституционному закону о Конституционном суде».