Командование Вооруженных сил Армении недоумевало, а для некоторой его части было неприемлемым то, что в течение февраля-марта 2008 года, когда на различных участках границы, особенно в оборонительных районах Нагорного Карабаха, наблюдалось скопление вооруженных сил Азербайджана, игнорируя этот факт, в Ереван перебрасывали соединения пограничных корпусов, включая находящиеся в составе Армии обороны Нагорного Карабаха.
Об этом говорится в показаниях генерал-майора Аршака Карапетяна, возглавлявшего в течение почти 10 лет военную разведку Армении, которые он дал в качестве свидетеля в Специальной следственной службе (ССС) по делу о событиях 1 марта 2008 года.
Сайт 1in.am опубликовал копии показаний Карапетяна, он во время кровавых поствыборных событий 2008 года был начальником управления разведки Генштаба Вооруженных сил РА. Карапетян был уволен примерно через три недели после апрельской войны 2016 года, а в декабре прошлого года решением премьер-министра Никола Пащиняна был назначен советником главы правительства.
«19 февраля 2008 года, после выборов президента Армении, в городе Ереване началась волна недовольства, на площади Свободы проходили митинги и демонстрации. В этот же период, насколько я помню, в Азербайджане, на линии соприкосновения осуществлялись усиленные мероприятия ВС, за которыми мы следили. С 25-26 февраля 2008 года митинги стали идти спад. 1 марта 2008 года на площади Свободы силы полиции разогнали демонстрантов, применили силовые действия, что у меня и у моих коллег вызвало удивление, поскольку демонстрантов было мало, они проводили мирный митинг, сидячий пикет, - написал Аршак Карапетян и продолжил: - После этого, насколько я помню, тысячи человек начали собираться возле памятника Мясникяну. На мой взгляд, силовые меры спровоцировали людей, заставили их собраться тысячами. В этот день также произошли столкновения между людьми и полицейскими. В те дни, как я отметил, на различных участках границы, особенно в оборонительных районах Арцаха [Нагорнго Карабаха - ред.], наблюдалось скопление вооруженных сил Азербайджана, следствием чего стало то, что некоторое время спустя диверсионная группа противника захватила один оборонительный опорный пункт. Конечно, наши вооруженные силы вскоре отбили этот опорный пункт, нанеся противнику значительные потери, у них было несколько жертв, они оставили трупы на нашем опорном пункте».
«Для меня и для многих из командного состава было удивительно, что, игнорируя царящую в регионе опасную ситуацию, в Ереван перебрасывали также соединения пограничных корпусов. Речь не идет о пограничных позициях или опорных пунктах. Это для меня было неприемлемо, поскольку на границе ситуация была довольно напряженной, и в любой момент могла произойти провокация, и как следствие могла возникнуть необходимость в дополнительных силах. Какая была нужда снимать войска из пограничного корпуса и перебрасывать их в Ереван, когда происходящие в Ереване события можно было контролировать другими войсками, а в случае крайней необходимости силами воинских частей, дислоцированных в Еревнском гарнизоне? Было непонятно, почему из 3-го армейского корпуса была переброшена техника – бронетехника типа БМП. Что должны были делать эти бронемашины? Я думаю, что в них не было необходимости», - также сказал генерал-майор.
Отметим, что 3-й армейский корпус отвечает за оборону участка армяно-азербайджанской границы, прилегающей к Тавушской области.
Многолетний руководитель военной разведки отметил: «Скажу больше, почему были переброшены соединения Армии обороны Арцаха, когда они были более нужны именно на оборонительных участках в Арцахе, где, как я отметил, в эти дни произошло диверсионное нападение?»
Кстати, по словам генерал-майора Аршака Карапетяна, 23 февраля 2008 года во время совещания, созванного тогдашним президентом Армении Робертом Кочаряном, на котором присутствовали тогдашний премьер-министр Серж Саргсян, высокопоставленные представитиели Министерства обороны, Службы национальной безопасности и Полиции, Кочарян отметил, что с 00:00 следующего дня объявляет чрезвычайное положение, между тем указ о чрезвычайном положении был опубликован только спустя несколько дней, 1 марта. А во время этого совещания, по словам Карапетяна, Серж Саргсян предложил создать отдельную военную администрацию во главе с тогдашним начальником Ереванского гарнизона Юрием Хачатуровым.
Представитель потерпевшего по делу «1 марта» Седа Сафарян сегодня в беседе с Радио Азатутюн сказала, что показания Аршака Карапетяна являются еще одним доказательством того, что войска были переброшены из Нагорного Карабаха и что границы Карабаха были оставлены недостаточно защищенными.
Напомним, второй президент Армении Роберт Кочарян, обвиняемый в свержении конституционного строя в Армении, 16 мая этого года в суде заявил, что в феврале-марте 2008 года из Вооруженных сил Нагорного Карабаха в Армению не был привезен ни один человек.
Сегодня мы также обратились к одному из адвокатов Роберта Кочаряна, Араму Орбеляну, с просьбой прокомментировать показания Аршака Карапетяна. Орбелян на это ответил: «Я не хочу комментировать любой вопрос, который выходит за рамки дела».