Передача расследования бойни в Гюмри российской стороне – это «абсурд»

Your browser doesn’t support HTML5

После нескольких часов обсуждений с российскими коллегами Генеральная прокуратура Армении сообщила, что расследование ужасного убийства в Гюмри будет вести российская сторона, аргументировав это тем, что подозреваемый в нем Валерий Пермяков – гражданин России и согласно Конституции этой страны он не может быть выдан другому государству.

Юристы это сообщение прокуратуры Армении считают абсурдным, ссылаясь на договор, заключенный между сторонами относительно размещения российской военной базы в Армении, 4-я статья которого четко закрепляет, что в отношении лиц, несущих службу на российской базе и совершивших преступление на территории Армении, применяется законодательство Армении.

«Это должно было регулироваться законодательством Армении и находиться под юрисдикцией правоохранительных органов Армении», - в беседе с Радио Азатутюн сказал правовед Армен Мазманян. На вопрос, относится ли сказанное им и к предварительному следствию, и к судебному разбирательству, он ответил: «Во всяком случае, договор не ставит подобного различия. Непонятно, почему то или другое должно совершаться вне юрисдикции Армении».

Армен Мазманян задает прокуратуре Армении вопрос: почему изначально дело оказалось под юрисдикцией России? «Я хотел бы видеть комментарии прокуратуры, потому что в свете договора это заявление для меня пока остается непонятным», - сказал он.

Депутат Национального Собрания Армении, бывший военный прокурор Армении Гагик Джангирян не пожелал давать оценку сообщению прокуратуры, однако сказал, что в армяно-российском договоре «черным по белому все написано»: «Преступления, совершенные на территории военной базы, подлежат расследованию российскими военными правоохранительными органами. Преступления, совершенные за пределами базы, уже становятся предметом расследования наших военных правоохранительных органов. Обстоятельства, факт, квалификацию, расследование убийства – все должны устанавливать и проводить наши военные правоохранительные органы».

Для адвоката Ваагна Даллакяна заявление Генпрокуратуры Армении стало неожиданным. Особенно абсурдным он считает обоснование, что Конституция России запрещает выдачу армянской стороне российского военнослужащего, подозреваемого в убийстве шести граждан Армении.

«Прокуратура говорит: мы имели право проводить расследование, но поскольку Конституция России гласит, что Россия не может передавать своих граждан, следовательно, мы не можем проводить это расследование. В правовом смысле это, на мой взгляд, нонсенс, потому что если Республика Армения имеет какое-то право, которое установлено международным договором, это право не может быть прекращено каким-либо внутригосударственным актом иностранного государства, пусть даже и Конституцией», - сказал он.

Депутата Национального Собрания Армении Заруи Постанджян сообщение прокуратуры не особо удивляет. Под правовыми аргументами Постанджян видит политическое заявление: «Здесь я вижу серьезную политическую цель, которая не направлена на проведение справедливого и прозрачного расследования. И я считаю, что здесь поставлена задача сокрыть то, что на самом деле произошло, что на самом деле скрывается за этой трагедией».

Адвокат по специальности Постанджян напоминает, что, согласно Европейской конвенции по правам человека, государство обязано провести надлежащее расследование в случае преступления, совершенного в отношении его гражданина.

«Представитель иностранных вооруженных сил совершил тяжкое преступление в отношении граждан Армении, однако государство не выполняет обязательства, взятые им на себя по международной конвенции», -заключила Заруи Постанджян.

Напомним, вчера утром в Гюмри были убиты шестеро членов семьи Аветисянов - Сережа и Асмик Аветисяны, их дочь Аида, сын Армен, невестка Аракся и 2-летняя внучка Асмик, проживавшие в доме №188 по улице Мясникяна. Из всей семьи выжил лишь шестимесячный Сережа Аветисян, получивший тяжелые ножевые ранения. В жестоком убийстве семьи Аветисянов подозревается военнослужащий дислоцированной в Гюмри 102-й российской военной базы Валерий Пермяков, который уже сознался в содеянном и находится на российской военной базе.