Ссылки доступа

В Грузии хотят уничтожить архив незаконного компромата


Полицейский смотрит на фотографа у здания городского суда Тбилиси, который в тот момент приговорил четырех журналистов к четырем годам тюрьмы по обвинению в шпионаже в пользу России. 22 июля 2011 года.
Полицейский смотрит на фотографа у здания городского суда Тбилиси, который в тот момент приговорил четырех журналистов к четырем годам тюрьмы по обвинению в шпионаже в пользу России. 22 июля 2011 года.

Министр внутренних дел Грузии Ираклий Гарибашвили пообещал уничтожить сотни, если не тысячи записей, сомнительных с юридической точки зрения. Он назвал их «грязным архивом частных жизней». Эти записи хранятся в архивах МВД.

Записи, которые включают телефонные разговоры и видеозаписи и напоминают о временах тотального надзора советских времен, использовались для оказания давления на оппонентов власти. Один из таких случаев - получившее печальную известность дело 2011 года, когда власти с помощью секретных материалов обвинили трех грузинских журналистов, в том числе фотографа Саакашвили, в шпионаже в пользу России.

Бывший уполномоченный по правам человека Совета Европы Томас Хаммарберг ныне специальный советник Европейского союза по правовым реформам в Грузии. Он призвал власти Грузии ввести жесткие ограничения в отношении того, когда и каким образом может быть заказано и использовано наблюдение в будущем. Использование и хранение записей такого рода Хаммарберг назвал преступным.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ

Недавнее расследование парламента Грузии показало, что суды практически всегда одобряют запросы на установление наблюдения. В 2012 году, в критическое время выборов, в грузинских судах запросили 5951 разрешение на прослушивание телефонных разговоров или отслеживание других форм коммуникации. Только в 12 случаях в запросе было отказано.

Уничтожение архивов может рассматриваться как часть усилий премьер-министра Бидзины Иванишвили привлечь к ответственности деятелей режима Михаила Саакашвили.

В прошлом месяце был арестован и обвинен в злоупотреблении служебными
Вано Мерабишвили, бывший премьер-министр и министр внутренних дел Грузии, в суде. Кутаиси, 22 мая 2013 года.
Вано Мерабишвили, бывший премьер-министр и министр внутренних дел Грузии, в суде. Кутаиси, 22 мая 2013 года.
полномочиями Вано Мерабишвили, который восемь лет занимал должность министра внутренних дел при Саакашвили и, как считается, лично контролировал наблюдение. Высказывается мнение, что это дело является политической местью.

Чистка архивов, утверждает нынешний министр внутренних дел Ираклий Гарибашвили, не имеет политической подоплеки. В прошлом месяце он заявил, что даже один из его заместителей, Гела Хведелидзе, был арестован за использование секретных записей против своих личных врагов. Гарибашвили сказал, что не намерен «покрывать членов своей семьи, друзей и родственников» и «эти времена в Грузии закончились».

ПОЛНОЕ УНИЧТОЖЕНИЕ?

Практически все стороны одобряют уничтожение архивов, но осуществление этой задачи на практике выглядит достаточно сложным — цифровые файлы можно очень легко скопировать, спрятать и распространить.

По словам заместителя министра внутренних дел Левана Изории, власти планируют амнистировать бывших официальных лиц, у которых могут храниться копии записей.

— Естественно, есть опасения, сомнения и вопросы, что некоторые лица могут иметь копии этих материалов. Мы планируем и уже начали переговоры с членами парламента об издании закона об амнистии. По этому закону люди смогут в течение определенного периода — один-два месяца, максимум, —
Есть опасения, сомнения и вопросы, что некоторые лица могут иметь копии этих материалов.
передать эти копии следствию, — говорит Леван Изория.

Ожидается, что за уничтожением архивов будет наблюдать комиссия, в состав которой войдут представители как власти, так и гражданского общества, в том числе антикоррупционной организации Transparency International и Ассоциации молодых юристов Грузии.

Но, по мнению многих наблюдателей, по крайней мере некоторые из материалов необходимо сохранить в целях привлечения к ответственности лиц, отдавших приказ об их создании. Вопрос осложняется тем, что трудно определить с первого взгляда, что из обширной и относительно разрозненной коллекции может иметь юридическую ценность.

По словам члена Transparency International в Грузии Гии Гвилавы, перед уничтожением файлов МВД предлагает провести их тщательную ревизию, чтобы разграничить два типа материалов: незаконно полученные записи частных жизней и записи, необходимые для следствия. После чего все незаконно полученные материалы будут уничтожены.

ВЕРШИНА АЙСБЕРГА

Даже если будет принято решение уничтожить секретные архивы, скорее всего, это не положит конец проблемам с вмешательством в частную жизнь в Грузии.

Только за первые четыре месяца правления Бидзины Иванишвили в грузинские суды было направлено более тысячи запросов о проведении наблюдения. Продолжается практика использования так называемых «черных коробок», с помощью которых проводят мониторинг мобильной связи и Интернета и предоставляют службам безопасности информацию в реальном времени обо всех частных коммуникациях.

Transparency International и другие правозащитные организации призывают МВД прекратить использование «черных коробок». Это бы заложило существенный прецедент в странах бывшего Советского Союза, где наблюдение с помощью «черных коробок» является широко распространенной практикой и используется для подавления антиправительственных протестов в Азербайджане, Беларуси и Центральной Азии.

В подготовке материала участвовали Дейзи Синделар, Нона Мчедишвили и Анна Клевцова.

Радио Азаттык
XS
SM
MD
LG