Ссылки доступа

Российская армия зависит от оборонного производства Украины


Вооруженный мужчина в военной форме без опознавательных знаков, предположительно российский солдат, близ военной базы в Симферополе. 14 марта 2014 года.
Вооруженный мужчина в военной форме без опознавательных знаков, предположительно российский солдат, близ военной базы в Симферополе. 14 марта 2014 года.

Иронично, но факт - большая часть оборудования, которое используют российские войска в Крыму, а также на украинской границе, произведена украинским военно-промышленным комплексом. Это оборудование включает двигатели всех российских военных самолётов и многие двигатели российских военных кораблей, а также около половины воздушных ракет, переносимых российскими боевыми самолётами.

Однако вид произведенного в Украине оборудования, воинственно направленного сейчас на Киев, является не просто нелепым. Он также показывает, насколько Россия рискует укусить себя за руку, если всё усиливающееся напряжение приведет к разрыву связей между двумя странами. С другой стороны, это может привести к тому, что Россия будет стремиться контролировать Украину, несмотря ни на что.

УГРОЗА РОССИЙСКОЙ ОБОРОНЕ

В недавно опубликованной статье военный корреспондент Русской редакции Азаттыка Владимир Воронов утверждает, что усложнение отношений с Украиной может оказаться гораздо более драматичным для программы российской обороны, чем любые западные санкции по ограничению продажи западного военного оборудования.
Служащие ВМФ России на палубе корабля "Суздалец". Севастополь, 25 марта 2014 года.
Служащие ВМФ России на палубе корабля "Суздалец". Севастополь, 25 марта 2014 года.


Владимир Воронов отмечает, что военно-промышленные комплексы этих двух стран являются настолько интегрированными, что любой разрыв связей с Украиной станет серьезной угрозой для амбициозной программы модернизации российской армии.

Интеграция военной промышленности России и Украины уходит еще к советским временам, когда московские стратеги умышленно размещали ключевые производственные заводы в различных советских республиках для укрепления единства страны. После распада Советского Союза Москва пытается создать собственную военную промышленность, провозглашая политику «опоры на собственные силы».

Этой политике самостоятельности, однако, пока далеко до полного исполнения.

С 2011 по 2020 год Москва планировала выделить не менее 20 триллионов рублей (563 миллиарда долларов) на модернизацию своей армии, в том числе на обновление стратегических ядерных сил (СЯС), на строительство значительного количества надводных и подводных кораблей, на коренную модернизацию ВВС и перевооружение сухопутных войск новой бронетехникой.

ПЕРЕГРУЖЕННЫЕ РАБОТОЙ

Однако конструкторские бюро и предприятия настолько перегружены, что вице-премьер Дмитрий Рогозин сказал в декабре, что они «не успевают делать то, что заказывает Минобороны».

Научный сотрудник по изучению России в лондонском Royal United Services Institute Игорь Сутягин приводит в качестве примера двигатели для новых боевых и транспортных вертолетов:
Российский военный вертолет.
Российский военный вертолет.


— России их нужно около трех тысяч, а построить полностью русский эквивалент смогли только один. Сейчас планируется производить около 50 в год, а для вертолетов в последующие два-три года потребуется около трех тысяч двигателей.

Наиболее важными украинскими объектами для российской армии являются: «Мотор Сич» в Запорожье, производящий двигатели для вертолетов, «Южмаш» в Днепропетровске, изготавливающий ракеты и боеголовки, и также завод российской компании «Антонов» в Киеве, который производит самолеты.
Часть наиболее важных связей между военной промышленностью двух стран затрагивает российские стратегические ядерные силы.

УКРАИНСКИЕ РАКЕТЫ

Большинство российских боеголовок доставляются ракетами, которые полностью произведены или спроектированы на заводах Украины советских времен или содержат их ключевые компоненты.

Как говорит Владимир Воронов, «украинский след» можно «зафиксировать» в более чем половине компонентов МБР (межконтинентальных баллистических ракет) наземного базирования, которые, в свою очередь, являются средствами доставки свыше 80 процентов боеголовок.
Российский вертолет МИ-35 кружит в воздухе близ села Стрелковое Херсонской области Украины. 16 марта 2014 года.
Российский вертолет МИ-35 кружит в воздухе близ села Стрелковое Херсонской области Украины. 16 марта 2014 года.


«Речь идет, в частности, о системе, составляющей основу СЯС России наземного базирования, — о ракетных комплексах Р-36М УТТХ/Р-36М2 «Воевода», они же РС-20Б/РС-20В или, по классификации НАТО, SS-18 Mod.4/SS-18 Mod.5/Mod.6. Еще одно их распространенное наименование на Западе — Satan («Сатана»)», — пишет Владимир Воронов.

Эта система производилась в Харькове на заводе, ранее называвшимся «Электроприбор», а сейчас — «Хартрон».

УКРАИНСКИЕ ИНСПЕКТОРЫ

Украинские специалисты продолжают производить регулярные инспекции российских стратегических ракет для сертификации их допуска к службе.

Как пишет Владимир Воронов, эта техническая сертификация особенно важна, поскольку даже самым новым ракетам «Сатана» как минимум по 25 лет и срок их службы приближается к концу. Москве необходимо поддерживать их в рабочем состоянии до 2018—2020 года, после чего их заменит новый российский эквивалент «Сармат».

Военные эксперты считают, что Россия и сама смогла бы проводить инспекцию ракет, но потеря сотрудничества с украинскими заводами – не самый удачный вариант.

Как недавно заявил бывший начальник Главного штаба РВСН (ракетных войск стратегического назначения) Виктор Есин, «будут трудности, потому что документация находится в Украине, но, тем не менее, эта задача решаема».

НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ ФАКТОР

Такое публичное обсуждение рисков российской армии является необычным. Но это также символизирует то, что как минимум некоторые в Москве взвешивают, какие еще последствия для России, помимо западных санкций, будет иметь вмешательство в Украине.

Как представляется, пока в Москве делают ставку на то, что, даже если отношения с Киевом еще более ухудшатся, сотрудничество в военной сфере станет последним разорванным отношением.
Запуск ракеты с военного корабля во время учений Тихоокеанского флота.
Запуск ракеты с военного корабля во время учений Тихоокеанского флота.


По словам Игоря Сутягина, причиной этого является не только его стратегическая важность для России, но и коммерческое значение для Украины.

— Украинская военная промышленность сильно зависит от России, поскольку Россия составляет 30 процентов украинского экспорта и это наиболее важный экспорт, поскольку является самым дорогим. Для «Мотор Сич», производящего двигатели для вертолетов и самолетов, будет чрезвычайно сложно выйти на европейский рынок, поскольку он уже наполнен и эти двигатели не отвечают идеально европейским и мировым стандартам, стандартам качества, шума и загрязнения, — говорит Игорь Сутягин.

В то же время такая близость военно-промышленного партнерства между Россией и Украиной делает это непредсказуемым фактором при существующем кризисе.

Желание обеих сторон сохранить военную торговлю может помочь притормозить рост напряжения. И наоборот, опасность ее потерять может разжечь желание Москвы иметь лояльное правительство в Киеве, несмотря на потенциальную цену.

В подготовке материала участвовали Чарльз Рекнагель и Анна Клевцова. Радио Азаттык
XS
SM
MD
LG