Ссылки доступа

Путинская Россия после бурного 2014 года


Антипутинская акция в Москве. 20 декабря 2014 года.
Антипутинская акция в Москве. 20 декабря 2014 года.

Для президента России Владимира Путина 2014 год стал самым лучшим – и самым худшим. С одной стороны - триумфальное выступление в парламенте 18 марта после аннексии Крыма. С другой – крушение рубля почти на 20 процентов 15-16 декабря, после того как низкие цены на нефть и западные санкции дали о себе знать.

За этот год Путин бросил вызов Западу и перевернул вверх дном существующий международный порядок первой насильственной сменой границ со времен Второй мировой войны. Сейчас, когда цена этому начинает проявляться, 2015 год, похоже, может стать одним из самых тяжелых в постсоветской истории России.

- Не вижу ничего, чего Россия смогла добиться с другими игроками на мировой арене, что стоило бы потери Запада. Это не значит, что то, что было – было идеально. Ей никогда не выражали того уважения, которого всегда хотели россияне. Однако сейчас россияне, как кажется, ниоткуда не получают его, - говорит директор Wilson Center's Kennan Institute Мэттью Роджански.

Путин совершил стратегическую ошибку со своей стратегией в Украине, в результате чего потерял ее бесповоротно, считает профессор политических наук в университете Ратжерс Александр Мотыль.

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

2014 год принес смешанные результаты для Таможенного союза – приоритетного проекта Владимира Путина по объединению бывшего советского пространства. Трое действующих участников – Беларусь, Казахстан и Россия - ратифицировали договор по преобразованию Таможенного союза в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) с 1 января 2015 года, Армения станет четвертым участником.

Президент России Владимир Путин приглашает президентов Казахстана, Туркменистана, Армении, Беларуси встать рядом с ним для позирования пеоред фотографами после заседания Совета ОДКБ. Москва, 23 декабря 2014 года.
Президент России Владимир Путин приглашает президентов Казахстана, Туркменистана, Армении, Беларуси встать рядом с ним для позирования пеоред фотографами после заседания Совета ОДКБ. Москва, 23 декабря 2014 года.

Невозможной стала перспектива вступления в него Украины. Украинский кризис показал «трещины» в блоке, говорит профессор политики и международных наук в Бирмингемском университете Катарина Вольжчук.

Она считает, что одностороннее наложение запрета на импорт европейских продуктов питания станет проверкой того, будет ли ЕАЭС действительно многосторонней организацией или же еще одним виртуальным проектом доминирования России на евразийском пространстве.

- Если один участник Таможенного союза налагает такие санкции, когда другие участники союза это не делают, бросает основательный вызов его существованию. Либо Россия будет закрывать глаза на тот факт, что западные продукты питания могут попасть в страну через Беларусь и Казахстан, либо Россия заставит Беларусь и Казахстан также наложить санкции на западные продукты, - говорит Катарина Вольжчук.

Если один участник Таможенного союза налагает такие санкции, когда другие участники союза это не делают, бросает основательный вызов его существованию.

Катарина Вольжчук отмечает, что Беларусь и Казахстан не последовали примеру России по наложению запрета на продукты из Украины. Ни один из участников Таможенного союза не присоединился к утверждениям Москвы о том, что соглашение о свободной торговле Украины с Евросоюзом (подписанное, но позднее приостановленное) противоречит Таможенному союзу. В связи с этим, 2015 год станет интересным и даже решающим для Таможенного союза, говорит Катарина Вольжчук.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ

Потеряв доступ к западному кредитованию, российские компании, и в особенности, государственные предприятия под управлением близкого окружения Путина, столкнулись с серьезными проблемами оплаты долгов. Государственная нефтяная компания «Роснефть», возглавляемая Игорем Сечиным, в конце декабря должна была вернуть семь миллиардов долларов валютных займов, а в 2015 году – еще 20 миллиардов. Общий долг компании превышает 550 миллиардов долларов, пишет британский журнал Economist.

Снижение цен на нефть в мире привело к падению рубля, потерявшего больше 40 процентов стоимости по отношению к доллару в 2014 году, и продолжающего падать.

Несмотря на применение властями стратегических резервов, некоторые эксперты, такие как экономист Андерс Аслунд, считают, что уже в 2015 году может наступить дефолт. Агентство Bloomberg сообщило в этом месяце, что страхование дефолта в России сейчас сравнимо с такими странами, как Ливан и Эль-Сальвадор.

По прогнозам Центробанка, утечка капитала из России достигнет 128 миллиардов долларов в 2014 году, по сравнению с 56 миллиардами долларов в 2013-м.

ХРУПКАЯ ВНУТРЕННЯЯ СИТУАЦИЯ

Драматические события 2014 года на международной арене также сказываются на внутренней ситуации в России. С одной стороны, рейтинг популярности Путина никогда раньше не был таким высоким, а провластный патриотизм растет день ото дня.

Эмиграция усиливается, и по данным российской власти, в 2013 году страну покинули более 186 тысяч человек, по сравнению с 33 тысячами в 2010 году и 36 тысячами в 2011 году.

Участник акции протеста валютных ипотечников. Москва, 28 декабря 2014 года.
Участник акции протеста валютных ипотечников. Москва, 28 декабря 2014 года.

По мнению Мэттью Роджанского, в России не наблюдается высокого уровня «креативности или энергии, или динамизма, и не становится больше плюрализма».

Научный сотрудник Центра российских и восточно-европейских наук в Питтсбургском университете Шон Гиллори называет ситуацию «попыткой российского самоизоляционизма».

Однако сложная экономическая ситуация все более начинает сказываться на населении. Руководство «Газпрома» заявило о намерении повысить внутренние тарифы. В декабре около ста россиян провели акцию протеста в Москве, требуя помощи властей по выплате валютных ипотек.

Профессор политики в University College London и автор книги «Сможет ли Россия модернизироваться?» Алена Леденева считает, что Путин подвергается все большему давлению как со стороны экономической элиты, так и со стороны общества, и что в последние месяцы он все более рискует.

- По-моему, скорее, система избавится от Владимира Путина, чем Владимир Путин от системы, - говорит Алена Леденева.

По мнению Александра Мотыля, для Путина настало опасное время.

- Сможет ли режим, который является таким коррумпированным, клептократичным, неэффективным, безрезультатным и предрасположенным к чрезвычайно огромным стратегическим просчетам, как режим Путина, выжить в среднесрочном или долгосрочном плане, если одновременно он проводит изоляцию все более слабой экономики и все более хрупкое государство? – говорит Александр Мотыль.

Радио Азаттык

XS
SM
MD
LG