Ссылки доступа

Новая теория: Пережившие Холокост мужчины живут дольше


Еврейские пленные в одном из нацистских концентрационных лагерей.
Еврейские пленные в одном из нацистских концентрационных лагерей.
Пожалуй, одним из самых запомнившихся высказываний немецкого философа Фридриха Ницше о борьбе и стойкости является выражение: «То, что не убивает нас, делает нас сильнее».

Новое исследование о Второй мировой войне, похоже, привело ученых к такому же выводу: мужчины, пережившие Холокост, жили дольше своих ровесников, бежавших из Европы до войны. В исследовании американской Публичной научной библиотеки сравнивается жизнь 55 тысяч польских евреев, которые иммигрировали в Израиль до и после войны.

Ученые обнаружили, что мужчины, которые пережили Холокост, будучи мальчиками или молодыми людьми, жили на 18 месяцев дольше тех, кому удалось избежать террора, — поразительное открытие, которое, по словам одного из исследователей Ави Саги-Шварца, можно объяснить феноменом «посттравматического роста».

— Речь идет о положительных психологических изменениях, происходящих в результате борьбы с весьма сложными жизненными обстоятельствами, такими как смертельно опасные болезни, война, жестокое обращение, насилие в семье, иммиграция или смерть любимых и близких, — объясняет Ави Саги-Шварц.
Вход на территорию бывшего концлагеря Освенцим. 27 янаря 2013 года.
Вход на территорию бывшего концлагеря Освенцим. 27 янаря 2013 года.

Генетические исследования показали, что внешнее воздействие, послужившее причиной глубокой травмы в раннем возрасте, может на самом деле сократить продолжительность жизни постоянным повреждением хромосом, отвечающих за борьбу с раком и другими болезнями. Однако профессор психологии в Университете Хайфы и научный сотрудник в Музее Холокоста США в Вашингтоне Ави Саги-Шварц также находит возможным то, что экстремальные трудности могут повлиять на восприятие ценности жизни и силу духа, тем самым уравновесив полученный ранее ущерб.

Авторы исследования пытались объяснить, почему то же самое явление не было засвидетельствовано среди переживших Холокост женщин, которые жили столько же, сколько и те, кто избежал нацистских преследований. Ави Саги-Шварц говорит, что это несоответствие может быть частично обусловлено «потолком» естественной продолжительности жизни. Израильские женщины уже живут в среднем 84 года — норма, которую трудно улучшить.

Но он также отмечает, что женщины более подвержены психическим расстройствам, таким как депрессия, которые могут перевешивать любой эмоциональный рост, произошедший у тех, кто пережил Холокост.

— Мы знаем, что симптом депрессии сокращает продолжительность жизни. Посттравматический рост может послужить увеличению продолжительности жизни, однако депрессия работает с точностью до наоборот. И мы знаем, что уровень депрессии среди женщин выше. Таким образом, женщины могут в меньшей степени поддаваться посттравматическому росту, потому что они более склонны [испытывать] проблемы, связанные с депрессией, — отмечает Ави Саги-Шварц.

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТЕОРИЯ

Авторы исследования также предложили второе, более спорное объяснение того, почему у мужчин и женщин, переживших Холокост, не наблюдается одновременного увеличения продолжительности жизни, — эта теория известна как «Дифференциальная смертность». Она основана на понятии выживания наиболее приспособленных: те, кто пережил Холокост, изначально были сильными и здоровыми представителями своей группы.

Заключенные в концлагерях мужчины ценились за свою физическую силу, а иногда их жизнь сохранялась, чтобы в дальнейшем использовать их в качестве рабочей силы. Поэтому относительно мужчин возможен вариант дифференциальной смертности с точки зрения выживания сильнейших, считают авторы исследования.
Заключенные концлагеря Майданек после освобождения. Июль 1944 года.
Заключенные концлагеря Майданек после освобождения. Июль 1944 года.

Женщины, однако, использовались в качестве рабочей силы куда реже, то есть их индивидуальное физическое здоровье — которое при обычных обстоятельствах могло бы гарантировать им более длительный срок жизни — не давало им преимуществ, когда дело дошло до нацистской политики уничтожения.

Ави Саги-Шварц говорит, что теория дифференциальной смертности породила споры в Израиле, где люди не хотят верить, что кто-либо из шести миллионов еврейских жертв Холокоста заслужил такую судьбу просто потому, что они были сами слабыми.

Но он считает, что эта теория по-прежнему достойна рассмотрения в качестве возможного объяснения того, почему мужчины, пережившие Холокост, живут дольше.

— Мы знаем, что истребление было столь зверским и систематическим, что даже сильные люди не могли избежать его. Но те, кто не был выбран случайным образом для немедленного уничтожения, — те, кто жил в гетто, те, кто был в лагерях, — как-то умудрились сохранить свою жизнь в очень сложных условиях, при недостатке питания, отсутствии медицинских услуг. Поэтому, возможно, сильнейшим удалось выжить, и в этой связи мы могли бы видеть по крайней мере частичное объяснение дифференциальной смертности, — говорит Ави Саги-Шварц.

Остается исследовать влияние на продолжительность жизни среди мужчин других посттравматических народонаселений — переживших сталинские лагеря, массовое убийство армян времен Османской империи или усиливающуюся войну в Сирии.

Ави Саги-Шварц предполагает, что такая же тенденция может быть засвидетельствована в целом ряде общин и конфликтов:

— Теория посттравматического роста — вероятное объяснение того, что мы видим в случае с Холокостом. Нет причин, чтобы это не сработало относительно других групп, испытавших подобные зверства.

В подготовке материала участвовали Дейзи Синделар и Алиса Вальсамаки.

Радио Азаттык
XS
SM
MD
LG