Реджеп Эрдоган 18 декабря обвинил полицию в проведении «грязной операции» против его правительства, направленной против сыновей трех членов кабинета министров, а также против около 80 бизнесменов и чиновников, которых подозревают во взяточничестве и мошенничестве.
Реджеп Эрдоган также намекнул, что лица, начавшие расследование, принадлежат к организации, намеревающейся опорочить его режим и стать «государством в государстве».
Он не упомянул ее названия, но использовал термины, из которых турецким слушателям стало ясно, что он обвиняет последователей Фетхуллаха Гюлена — влиятельного мусульманского духовного лица, проживающего в США.
По словам Барджина Йинанджа, специализирующегося на политических вопросах в Hurriyet Daily News в Стамбуле, это уже не первый раз, когда Реджеп Эрдоган обвиняет последователей Фетхуллаха Гюлена, занимающих влиятельные должности в судебном аппарате и полиции, в проведении своей линии и в создании «параллельного организма или государства в государстве».
СХЕМА ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ
Расследование настроило следователей полиции и некоторых прокуроров против ближайшего окружения министров Реджепа Эрдогана. После проведения обысков в домах подозреваемых следователи дали прессе некоторые детали о находках, самыми сенсационными из которых стали обувная коробка, набитая около 4,5 миллиона долларов наличными в доме высокопоставленного работника государственного Halkbank, счетная машина и куча наличных в спальне сына одного министра.
Как пишут в прессе, в рамках расследования изучается возможное отмывание денег, при котором суммы, которые обычно Турция платит Ирану наличными за импорт нефти и газа, конвертируются в золото, затем поступающее в Иран через Дубай.
Пока неясно, кто именно причастен в правительстве Турции, а также участвуют ли власти Ирана. Главным подозреваемым является иранский бизнесмен в Турции Реза Зарраб, женатый на турецкой поп-звезде и имеющий большие связи в обеих странах. Эта схема покупки золота может противоречить санкциям США, запрещающим экспорт драгоценных металлов в Иран.
ОТВЕТ ВЛАСТЕЙ
В ответ на набирающий обороты скандал власти 19 декабря сняли с должности шесть работников полиции, включая начальника полиции Стамбула Хусейна Чапкына. Реджеп Эрдоган также заявил, что лично назначит прокуроров для наблюдения за ходом следствия, после чего в прессе заговорили о том, что пытается его полностью задавить.
Эти обвинения в коррупции являются особенно позорными для Реджепа Эрдогана, поскольку его Партия справедливости и развития (АКР) пришла к власти в 2003 году с кампанией «чистые руки», получившей широкую поддержку избирателей. Это расследование — первая акция такого масштаба, начавшаяся всего за несколько месяцев до местных и президентских выборов в следующем году.
РАЗРЫВ С ПОСЛЕДОВАТЕЛЯМИ ГЮЛЕНА
Барджин Йинандж считает, что конфликт по поводу расследования говорит об определенном разрыве между сторонниками Реджепа Эрдогана и последователями Фетхуллаха Гюлена.
— В прошлом эти две силы объединились для борьбы с общим врагом — старым порядком, основанным на стойкой кемалистской и светской военной и судебной элите. Сейчас эти двое начали спорить по поводу стиля правления. Поэтому речь идет по сути о разделе власти и о том, кто решает какие вопросы, — говорит Барджин Йинандж.
Как последователи Гюлена, так и сторонники Эрдогана разделяют ценности ислама и бизнеса. Однако, в то время как Реджеп Эрдоган руководит партией АКР, последователи Фетхуллаха Гюлена верят в учение духовного лица и рассматривают себя как общину.
Часть учения Гюлена идет вразрез с действующей политикой Эрдогана. Фетхуллах Гюлен поощряет мусульман вести межрелигиозный диалог с «народами Книги», то есть евреями и христианами, однако при Эрдогане ранее теплые отношения Турции с Израилем заметно охладели. В то же время власти Эрдогана попытались закрыть частные центры подготовки в Турции, которые движение Гюлена использовало для набора новых членов и сбора средств.
Фетхуллах Гюлен проживает в США с 1999 года, после того как выехал из Турции на лечение. Он уехал в тот момент, когда, как предполагалось, в Турции его собирались обвинить в подстрекательстве своих сторонников дождаться благоприятного момента для преобразования страны в исламское государство.
НОВЫЕ ВЫЗОВЫ
Кризис, связанный с коррупционным расследованием, и очевидный разрыв с последователями Гюлена — самые последние из серии вызовов, вставших в этом году перед Реджепом Эрдоганом.
По мнению Джеймса Кер-Линдзи — эксперта по Турции в Лондонской школе экономики и политических наук, сначала сторонники светского режима, а сейчас и сами члены исламской концепции Эрдогана протестуют против его авторитарного стиля лидерства.
Светские демонстрации в конце мая — июне были направлены против того, что считают авторитарной, всё более исламской тенденцией Эрдогана. Однако то, что происходит сейчас, исходит от других, придерживающихся еще более исламского подхода, говорит Джеймс Кер-Линдзи.
Командный стиль Эрдогана еще сильнее проявился на этой неделе, после того как он назвал коррупционное расследование злоупотреблением властью. Его контрнаступление напоминает стратегию, успешно использовавшуюся для отправки в тюрьму высокопоставленных генералов по обвинениям в организации переворота, что вытолкнуло военных из политики.
Сработает ли эта стратегия снова, или же коррупционное расследование окажется слишком крупным, чтобы от него отделаться, будет занимать повестку дня в Турции еще долго? Окончательный ответ будет виден на выборах в следующем году.
В подготовке материала участвовали Чарльз Рекнагель и Анна Клевцова.
Радио Азаттык