В мрачной квартире творится кошмар, слышны приглушенные крики. Несколько нападающих удерживают человека, угрожая изнасиловать его палкой или помочиться на него, и насмехаются над ним. В течение нескольких секунд мускулистый мужчина использует кулаки, чтобы утихомирить пленника.
Жертву заманила российская группировка, называющая себя «Оккупай Педофиляй», привлекшая к себе внимание в прошлом году - через распространение в Интернете видеозаписей таких жестоких, унизительных нападений на геев.
Однако в отличие от тех записей видео в квартире в Санкт-Петербурге в прошлом году снял британский кинорежиссер Бен Стил. В фильме под названием «Затравленные. Война против геев в России» он показывает жуткое закулисье этого движения. Режиссер считает, что доступ к закулисью он получил благодаря обещанию быть объективным. Свою роль сыграло и тщеславие, которое участники группировки испытывают в актах насилия против гомосексуалистов.
«Они на самом деле верят, что их поддерживают российские власти и они считают, что в некотором роде представляют, как они думают, большинство россиян», - говорит Бен Стил в интервью Азаттыку.
Члены группировки утверждают, что их видео направлены на то, чтобы пристыдить педофилов, независимо от сексуальной ориентации. Но движение регулярно приравнивает гомосексуализм к педофилии. Аналогичной позиции придерживается русский православный священник, который дал интервью для фильма.
В документальном фильме «Затравленные» есть фрагменты, на которых участники «Оккупай Педофиляй» планируют действия. Главный принцип работы по установлению жертв этой группировки - заманивание на встречи через социальные сети с обещанием однополых романтических отношений.
Как только в квартире в Санкт-Петербурге развернулось нападение, Бена Стила выпроводили из комнаты, велев прекратить съемку. Но он смог пробиться обратно и держал камеру включенной. По словам режиссера, это была лучшая на тот момент тактика, чтобы не усугублять ситуацию. Он добавил, что ему стало «действительно страшно за молодого человека, которого заманили в квартиру».
«Я чувствовал, что, будучи в комнате, и удерживая камеру, действую как тормоз для совершения более крайнего насилия», - говорит режиссер.
«ОНИ БУДУТ СТРЕЛЯТЬ»
Премьера документального фильма Бена Стила проходит на фоне действия в России спорного закона, подписанного президентом Владимиром Путиным в прошлом году о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Опросы общественного мнения в России показывают широкую антипатию к гомосексуалистам.
Расплывчато сформулированный закон был представлен Путиным и другими российскими официальными лицами как закон, направленный на защиту детей и поощрение рождаемости в России, в то время как правительства западных стран и правозащитные организации осудили его как дискриминационный по отношению к геям.
За время действия закона члены ЛГБТ-сообщества несколько раз были оштрафованы, но в России говорят, что закон послужил укреплению чувства безнаказанности таких группировок, как «Оккупай Педофиляй».
Если постоянно это долбить в голову, то рано или поздно у них там переключится, они возьмут пистолет и пойдут выстрелят.
В фильме «Затравленные» герой по имени Дима рассказывает, как он и несколько других мужчин-геев были избиты нападавшими, которые ограбили квартиру, где они встречались. Во время нападения открыли стрельбу и ранили Диму, после чего он остался слепым на один глаз на всю жизнь.
Он рассказывает съемочной группе, что законодательство против геев в России фактически лишило ЛГБТ-сообщество возможности публично защищать себя, создав вакуум, который заполняется ненавистью по отношению к гомосексуалистам.
«Если человеку вбивается, что эти убийцы, подонки и извращенцы, то я, конечно, понимаю этих ребят, которые в меня стреляли. Если постоянно это долбить в голову, то рано или поздно у них там переключится, они возьмут пистолет и пойдут выстрелят», - говорит Дима.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗМУЩЕНИЕ
Бен Стил говорит, что акцентировал в фильме внимание на так называемых линчевательских группировках как «Оккупай Педофиляй» из-за грубой, ужасающей силы видеозаписей, распространяемых ими через Интернет.
«Мы как бы поняли, что многие люди знали о том, что, возможно, легче быть геем в Лондоне или Нью-Йорке, чем в России. Поэтому мы хотели, чтобы фильм имел эмоциональный резонанс и эмоциональное воздействие», - говорит режиссер.
В действительности, в то время как российский закон о запрете «гей-пропаганды» вызвал волну протестов и возмущения во всем мире, жестокость этих видео побудила международную общественность поддержать ЛГБТ-сообщество России.
«Если некоторые оставались в стороне или не высказались о законе, то эти видео всех встряхнули», - сказал американский автор и знаменитый гей-активист Дэн Сэвидж в интервью Азаттыку.
В фильме Бена Стила отмечается, что российские власти пассивны в расследовании преступлений против геев и что нападающие редко привлекаются к ответственности. Правительство России, однако, отвергло предположения о том, что насилие молчаливо поддерживается государством.
В Британии премьера фильма «Затравленные» прошла за несколько дней до начала Олимпиады в Сочи в феврале. В то время посольство России в Лондоне выступило с заявлением, сказав, что фильм был «специально приурочен» к Олимпийским играм в Сочи и «попахивает своевременной и циничной пропагандой».
Посольство также сообщило, что Максим Марцинкевич, основатель группировки «Оккупай Педофиляй», арестован и ему предъявлены обвинения в экстремизме.
Дипломаты тогда заметили, что название группы свидетельствует о том, что ее активисты отлавливают лишь педофилов, как гетеросексуальных, так и гомосексуальных. Такой позиции придерживаются и члены группировки в фильме Бена Стила.
ЖАЖДАТЬ БОЯ
Бен Стил говорит, что съемка ловушек для жертвы «Оккупай Педофиляй» в квартире в Санкт-Петербурге была самой напряженной частью работы в создании фильма.
«Я не слабак, но я и не Арнольд Шварценеггер, и в той комнате было 13 мужчин, которые жаждали боя. Я был единственным в этой комнате, кто не был линчевателем. Я думаю, если бы я попытался вмешаться, это было бы контрпродуктивным», - сказал режиссер.
В фильме во время нападения лидер группировки, женщина по имени Катя, говорит о способности камеры смягчить насилие. Она говорит заложнику, что ему повезло, что присутствуют журналисты, и что если бы их не было, то это плохо повлияло бы на его физическое состояние.
В конечном счете, жертва соглашается на физическое и словесное оскорбление. Он признается, что он гей. Потом его принуждают танцевать, а захватившие в плен снимают его на камеру.
В фильме зрителей информируют о том, что Бен Стил и его команда вывели его из здания и предложили ему помощь.
Он попросил их не обращаться в полицию.
Карл Шрек