В ночь на 24 декабря в Средиземном море затонул российский грузовой корабль “Урса Майор”.
Спасатели доставили в порт Картахены 14 из 16 моряков, находившихся на борту. Два члена экипажа числятся пропавшими без вести.
Грузовое судно вышло из Санкт-Петербурга 11 декабря, конечным пунктом маршрута был Владивосток, куда оно, согласно данным Vessel Finder, должно было прибыть 22 января.
По данным источников La Verdad, в машинном отделении судна произошел взрыв. Однако капитан корабля заявил, что судно перевозило пустые контейнеры.
Министерство иностранных дел России подтвердило информацию о взрыве в машинном отделении перед затоплением.
Издания Maritime Executive, El Español и La Verdad, ссылаясь на спасательные службы Испании, сообщают, что корабль, предположительно, должен был участвовать в эвакуации российской военной базы в Сирии.
“Медиазона”, ссылаясь на аналитиков OSINT, также отмечает, что Россия направила в Средиземное море корабли “Спарта” и “Урса Майор” в сопровождении трёх крупных десантных кораблей, предположительно для эвакуации своих баз в Сирии.
Согласно открытым источникам, “Урса Майор”, зарегистрированное в порту Новороссийска, эксплуатируется компанией “Оборонлогистика”, принадлежащей Министерству обороны России. Корабли этой компании неоднократно использовались для снабжения российских военных баз в Сирии.
В сентябре 2015 года президент России Владимир Путин распорядился развернуть крупнейший за последние десятилетия российский воинский контингент в Сирии, чтобы поддержать усилия президента Башара Асада в борьбе с повстанцами и экстремистскими группировками. Сирия предоставила России в аренду на 49 лет авиабазу в Хмеймиме и военно-морскую базу в Тартусе, что усилило военное присутствие России на Ближнем Востоке и фактически спасло режим Асада.
Однако в декабре сирийские и западные источники сообщили о заметной передислокации российских войск в Сирии. Новое переходное правительство Сирии призвало Москву пересмотреть своё военное присутствие в стране. Судьба российских баз и вся стратегия России на Ближнем Востоке теперь остаются под вопросом.