Министерство внутренних дел (МВД) без проведения тендера заказало страхование полицейских автомобилей компании «Сил Иншуранс», принадлежащей семье депутата от правящей партии Хачатура Сукиасяна. В течение года этой компании из государственного бюджета будет выплачено около полумиллиона долларов.
Почему отдали предпочтение компании, связанной с провластным депутатом, к тому же без проведения открытого тендера? В ответ на вопросы Радио Азатутюн в министерстве лишь сослались на решение правительства, связанное с закупкой у одного лица. В МВД добавили, что в декабре и январе заключали договоры с «Сил Иншуранс» с учетом «требований и минимальных тарифов, установленных Бюро автостраховщиков Армении», а что это за требования, не пояснили.
Именно в этом и заключается коррупционный риск, отметил руководитель программ антикоррупционного центра Transparency International Варужан Октанян.
«Закупка у одного лица сама по себе является коррупционным риском, если нет проблемы естественной монополии, подобных вещей не бывает. Вообще во всем мире, не только в Армении, это постулат, что покупка у одного лица считается коррупционным риском», - отметил Октанян.
По сообщению МВД, перед заключением договоров полиция провела опросы среди других компаний на рынке, чьи цены были выше, чем у компании, принадлежащей семье провластного депутата. Какие цены предложили другие страховые компании, министерство не уточнило. Между тем, закупки у одного лица должны совершаться только в срочных и конкретных случаях, считает руководитель программ антикоррупционного центра Transparency International.
«Я больше не могу верить, что они действительно провели опрос. Есть еще одна процедура закупки, они могли бы сделать это по этой процедуре, не говоря уже о том, что можно было и открытый тендер провести, ведь в том же законе о закупках сказано, что предпочтительной формой закупки является открытый тендер», - подчеркнул Октанян.
На прошлой неделе в правительстве в ответ на удивление премьер-министра Октанян представил те факторы, из-за которых в прошлом году по шкале восприятия коррупции Армения опустилась на три пункта, в число этих факторов входят также проблематичные госзакупки.
«Регресс в индексе восприятия коррупции происходит именно из-за таких вещей, когда люди просто видят эти коррупционные риски. Многие просто скажут гораздо резче: ну да, это коррупция», - заметил Октанян.