33-летний Эдмонд Наргизян во время столкновений протестующих и правоохранителей, произошедших в минувшую пятницу на перекрестке улиц Демирчяна и Прошяна в Ереване, получил черепно-мозговую травму и был прооперирован.
«Мозг не был затронут. Мне повезло, слава Богу, остался жив», - сказал Наргизян.
Он был ранен в результате применения полицией специального средства – светошумовой гранаты.
«Мне удалили из головы кость. Через несколько месяцев должны собрать какой-то пластмассой», - рассказал Эдмонд Наргизян.
В то время как полиция утверждает, что специальные средства были применены в установленном законом порядке - в воздухе, на максимально безопасном для граждан расстоянии, Эдмонд говорит, что полицейские находились очень близко.
«Это они в воздух стреляют, стрелявший не умеет стрелять, как это они делают. Стрелявшего я не видел, но стреляли в воздух, гранаты в воздухе взрывались и падали вниз, конкретно эта упала мне на голову. Выстрелили мне в голову с расстояния 20 метров. Сначала стреляли со стороны улицы Демирчяна в сторону спуска к даче, а второй выстрел был в мою голову, я был на расстоянии примерно 15-20 метров от полицейских», - рассказал Наргизян.
Первую гранату он увидел в воздухе, решил покинуть территорию, направившись в сторону улицы Демирчяна, через несколько секунд, по его словам, вторая граната попала ему прямо в голову. Предупреждения о том, что будут применены спецсредства, он не слышал. Вскоре Эдмонд выпишется из больницы и вернется домой, но уже 5-й день, как он в больнице, и ни один представитель правоохранительных органов его так и не посетил, не взял у него показания, не допросил. Он лишь узнал, что 3 июня, когда его оперировали, пришли сотрудники правоохранительных органов и забрали его телефон.
В Следственном комитете сегодня не удалось выяснить, признан ли он потерпевшим. У самого Эдмона не было какой-либо информации об этом.
Спустя пять дней после инцидента обвиняемые есть только среди гражданских лиц. По данным Антикоррупционного комитета, уголовного дела, связанного с действиями полицейских, нет, следовательно, нет и подозреваемых и обвиняемых. Дело о массовых беспорядках было возбуждено в Следственном комитете сразу после инцидента. По этому делу 15 человек проходят в качестве обвиняемых. 10 человек арестованы, один - задержан, обсуждается вопрос о его аресте, четверо находятся на свободе.
В результате столкновений митингующих с полицейскими, по официальным данным, в различные медицинские учреждения были доставлены 60 человек, из них около 40 – сотрудники полиции. Столкновения в минувшую пятницу начались после того, как полицейские не позволили сторонникам оппозиции, требующим отставки премьер-министра Никола Пашиняна, пройти от правительственных дач к зданию парламента.
Эдмонд знаком с официальной версией, согласно которой, демонстранты, не подчинившись законным требованиям полиции, устроили массовые беспорядки, забрасывая сотрудников полиции камнями, металлическими предметами, молотками, бутылками, а также другими предметами, применяя к ним насилие и пытаясь прорвать полицейский кордон, создавая угрозу общественной безопасности. После этого было принято решение о применении спецсредств. Эдмонд рассказал, что в том месте, где он находился, наоборот, полицейские били участников акции бутылками.
«Мы хотели просто пройти, с нашей стороны провоцирования столкновений не было, чтобы они бросали гранаты. С того места, где я стоял, прямо передо собой я увидел, как бутылки «Ной» полетели в меня, полицейские метали их в людей. Я не видел камней, молотков, как на видео, которые они потом залили в Youtube, я это потом увидел, конкретно там, где я находился, я этого не видел», - сказал пострадавший участник акций протеста.
«Власть спустила политический заказ - чтобы ни один волос не упал с головы полицейских» - оппозиционер
«Политический заказ», - так оценил представитель движения «Сопротивление», депутат оппозиционной фракции «Айастан» Гегам Манукян тот факт, что действия полицейских не расследуется.
«Несмотря на то, что в полицию поступали многочисленные сообщения о насилии со стороны полиции, в том числе о насилии в отношении депутата парламента, никаких действий не предпринимается. Это говорит об одном: власть спустила политический заказ - чтобы ни один волос не упал с головы полицейских, потому что дача правовой оценки беззаконию хотя бы одного полицейского разрушит эту систему», - сказал Манукян.
Уже несколько дней власть и оппозиция обвиняют друг друга в столкновениях. Правоохранители заявляют, что попытка прорвать полицейское оцепление была организована и направлялась лидерами движения «Сопротивление».
Депутаты правящей фракции «Гражданский договор» пошли еще дальше, назвав конкретным виновником столкновений члена партии АРФ «Дащнакцутюн» Ишхана Сагателяна и указав на сделанное им в тот день заявление.
«Мы призываем вас прямо сейчас открыть эту улицу, мы идем по этой улице к парламенту. Пусть женщины и девушки идут сюда, эта улица прямо сейчас должна быть открыта, перед нами нет закрытых улиц, мы пошли открывать улицу», - заявил в тот день Сагателян.
В Следственном комитете, не раскрывающем личности обвиняемых, заявили, что среди 15 обвиняемых лидеров движения нет.
«Я организатор, до сих пор меня не вызвали», - сказал Гегам Манукян.
По словам депутата НС Гегама Манукяна, и спустя пять дней после инцидента правоохранители не вызвали лидеров движения на допрос. «Пусть вызовут на допрос, я расскажу им такие факты, что им станет стыдно», - сказал он.