Официальный Ереван вот уже третий день хранит молчание, не отвечая на резкую критику по поводу направленного армянской стороной Азербайджану ответа из шести пунктов.
Манипуляция, выражение собственных чувств, все, кроме важного - как они видят повестку армяно-азербайджанских переговоров. Так оппоненты премьер-министра Никола Пашиняна характеризуют армянский ответ из шести пунктов на предложение Азербайджана, состоящее из пяти пунктов.
В середине марта Баку опубликовал свои пять требований на переговорах по мирному соглашению. Первым пунктом был вопрос о признании территориальной целостности друг друга. Также был пункт об отсутствии территориальных претензий друг к другу, а также положения о демаркации границ, установлении дипломатических отношений, открытии коммуникаций.
Ереван в тот же день заявил, что ответил на эти предложения, но два месяца армянская сторона не уточняла, что написала в своем ответе, говоря только общими фразами.
И вот Эдмон Марукян, недавно назначенный послом по особым поручениям, в минувшую пятницу в эфире Общественного телевидения Армении зачитал шесть пунктов армянской стороны. Ереван, в частности, ответил, что у Армении нет территориальных претензий к Азербайджану.
В документе говорится, что армянская сторона считает важными обязательства, изложенные в заявлениях президента Азербайджанской Республики, премьер-министра Республики Армения, президента Российской Федерации от 9 ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 года. В этой формулировке, как утверждал Марукян, они подняли вопрос возвращения военнопленных.
Армянская сторона также выразила готовность начать переговоры о нормализации отношений, установлении межгосударственных отношений с Азербайджаном на основе Устава ООН, Международного пакта о гражданских и политических правах и Хельсинкского Заключительного акта. Таким образом, по словам Марукяна, они поставили вопрос о возвращении военнопленных.
В ответе армянской стороны также выражена готовность начать переговоры с Азербайджаном по нормализации отношений, установлению межгосударственных отношений на основе Устава ООН, Международного пакта о гражданских и политических правах и Хельсинкского Заключительного акта.
«Здесь закреплено право наций на самоопределение», - так Марукян, предположительно, ответил на критику о том, почему власти четко не говорят, что не видят Нагорный Карабах в составе Азербайджана.
Но если закрепленное в Хельсинкском Заключительном акте право наций на самоопределение подчеркивается с точки зрения будущего статуса Нагорного Карабаха, то почему это не сделано в том же пункте, в котором говорится о статусе Нагорного Карабаха?
Пресс-секретарь МИД Армении на звонки и письма Радио Азатутюн не отвечает, а бывший оппозиционер Эдмон Марукян, который раньше был доступен для СМИ, уже несколько дней отказывается отвечать на звучащую критику. Сегодня он сообщил Радио Азатутюн, что они «выскажутся на этот счет в ближайшее время».
«Третий пункт, который важен и является предметом спекуляций во внутриполитической жизни Армении, заключается в том, что для армянской стороны принципиальное значение имеют вопросы обеспечения безопасности армян Нагорного Карабаха, соблюдения их прав и свобод, а также определения окончательного статуса Нагорного Карабаха. Так, армянская сторона подняла вопрос о статусе или нет?» - сказал Марукян.
Это утверждение нельзя даже рассматривать как предложение включить вопрос о статусе в переговоры, тут же отреагировала на это оппозиция.
«Есть лишь одно утверждение о том, что вопрос об окончательном статусе Нагорного Карабаха является принципиальным для армянской стороны, в котором ничего не говорится о том, какой статус или какой механизм решения вопроса в будущем предлагает Армения», - написал в Фейсбуке бывший пресс-секретарь первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, а ныне заместитель председателя возглавляемой им партии «Армянский национальный конгресс» (АНК) Левон Зурабян.
А представитель оппозиции, требующей отставки премьер-министра Никола Пашиняна, заявил, что они еще больше убедились в том, что правительство Пашиняна видит Нагорный Карабах в составе Азербайджана.
«Может ли Никол Пашинян и его посол по особым поручениям конкретно заявить, что Арцах никогда не может быть в составе Азербайджана и они не видят решения таким путем? То есть, все остальное - манипуляция», - заявил вице-спикер парламента от оппозиции Ишхан Сагателян.
Пока неясно, на основе каких принципов будут строиться переговоры по мирному соглашению. В то время как Баку не считает ответ Армении из шести пунктов предложением, Ереван утверждает, что в повестку дня переговоров будут включены пункты и Баку, и Еревана.
Уже несколько недель армянская сторона не объявляет, кто входит в армяно-азербайджанскую комиссию по делимитации и демаркации границы, хотя в Баку утверждают, что структура и состав комиссии уже согласованы. По словам министра иностранных дел Армении Арарата Мирзояна, уже сегодня и завтра в Москве будет организована встреча двусторонней комиссии по делимитации и пограничной безопасности. Но ни состав комиссии, ни повестка обсуждаемых вопросов, ни то, начинает ли уже свою работу двусторонняя комиссия по делимитации, официально не сообщаются.