Случай с заболевшей тигрицей Надей из зоопарка Бронкса в Нью-Йорке заставляет задуматься о том, не стали ли во время коронавирусной пандемии люди угрозой для зверей. У животного выявлен коронавирус CОVID-19. Такого рода событие – первое в мире. Во всяком случае, первое, подтвержденное лабораторным путем. Возможно, уханьский вирус от людей получили многие домашние кошки, но их никто не тестировал. Предполагается, что заразил тигрицу ухаживающий за ней сотрудник зоопарка – бессимптомный носитель вируса. По другой версии контакты у зверя были с несколькими инфицированными людьми.
Хорошая новость заключается в том, что малайская тигрица Надя идет на поправку. Она стала меньше кашлять, хорошо ест и ведет себя нормально. “С нами связались зоопарки со всей страны и со всего мира, которые благодарны за то, что мы сообщили о состоянии здоровья Нади, и они, как и мы, корректируют свои рабочие протоколы помощи кошачьим во время этой пандемии”, – сообщается в обновленном пресс-релизе зоопарка Бронкса.
В России все зоопарки сейчас закрыты на карантин. Один из крупнейших зоопарков страны – новосибирский – не исключение. По площади он почти в два раза меньше зоопарка Бронкса, но тоже занимает немалую территорию, 65 га. Самое же существенное: также расположен в лесу, только не лиственном, как американский собрат, а в хвойном. Наконец, Новосибирский зоопарк имени Р. А. Шило также обладает большой коллекцией кошачьих.
На служебном проезде перед шлагбаумом – издающая резкий запах глубокая лужа. Словоохотливый охранник поясняет, что здесь залит креолин. Это сильный антисептик, в который окунаются колеса каждой заезжающей на территорию машины. Сразу на въезде уже весь автомобиль опрыскивается из специальной установки другим обеззараживающим составом.
– Зачем приезжают?
– Да мало ли. Корма вот для животных привозят. У нас только посетителей сейчас нет, а так все на работе. И директор, и его заместители, и другие сотрудники. Всем велели ходить в масках. Мы закрыты до 30 апреля. Что будет дальше – посмотрим.
Специализация старшего научного сотрудника отдела международного сотрудничества Новосибирского зоопарка Татьяны Певневой – животные семейства кошачьих. Но даже она не владеет научной информацией о заражении человеческим коронавирусом тигрицы в зоопарке Бронкса:
Кошачьи давно имеют свою коронавирусную инфекцию
– К сожалению, этот вирус малоизученный, и нет достоверных фактов его передачи от человека к животным или наоборот. Кошачьи действительно уже давно имеют свою коронавирусную инфекцию, но она другая, нежели COVID-19. Для людей она не опасна.
– И все же в связи с этой историей в вашем зоопарке сейчас есть какие-то особые меры по защите именно кошек? У вас ведь они разных видов. В том числе тигры.
– Для них точно такой же режим, что и для всех остальных. У нас приняты все необходимые меры по защите всех животных и людей. Во-первых, у нас нет прямых контактов с животными. Во-вторых, все сотрудники пользуются масками, которые меняются каждые два часа. В павильонах ходят только в бахилах. Также специальными дезинфицирующими средствами обрабатываются руки и поверхности.
– В Московском зоопарке сообщают, что их питомцы скучают без посетителей. И это не только человекообразные обезьяны. Даже панды, которые в дикой природе живут поодиночке, стали активнее подходить поближе к каждому человеку, идущему мимо их территории. Наблюдается ли что-то подобное в Новосибирском зоопарке?
– Нет. Наши животные не привыкают к вниманию посетителей. Очень мало животных социализированы на присутствие людей. В основном они к этому безразличны. Они живут со своими сородичами, в своих семьях, в своем ритме жизни. Их поведение не изменилось. Они так же активны и так же с аппетитом едят. Карантинные меры пока не повлияли на их рацион. Корма все закуплены заблаговременно, за исключением скоропортящихся.
Точно так же как Татьяна Певнева, эпидемиолог, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института гриппа имени А.А.Смородинцева Игорь Никоноров говорит, что для анализа случая заражения тигрицы COVID-19 и тем более для прогнозов слишком мало данных:
– Даже человек от человека заражается при близком контакте. Но мы не знаем, с кем там был контакт и в какой форме, если ее действительно человек заразил. Могу подтвердить только, что в России таких случаев нет, чтобы животное от человека заболело этим коронавирусом.
– Но возможно ли в принципе, чтобы какой-то вирус зверь получил от человека? Я имею в виду не обязательно коронавирус. Исключительная ли эта ситуация? Или в случае с другими похожими вирусами такое уже бывало?
Человек для такой инфекции – тупиковая ветвь
– В литературе описаны данные, когда животные при близком контакте могли заразиться от человека, но опять-таки при близком контакте. Это примерно так же, как происходит заражение человека заболеваниями животных, только надо помнить, что обычно человек для такой инфекции – тупиковая ветвь. Других людей он уже не может заразить. В свою очередь, бывает, что от человека заболевает животное (обычно это домашнее животное), но, скорее всего, дальше этого конкретного животного заболевание не пойдет.
– Похоже ли это по механизму на заражение клещевым энцефалитом? Как известно, укушенный клещом человек сам может заболеть энцефалитом, но для других людей он не заразен?
– Не совсем. Мы с вами сейчас говорим не о такой инфекции, как энцефалит. Там все-таки передается через укус, через кровь, а мы с вами говорим об инфекции, которая передается воздушно-капельным путем. Лучше подойдет другой пример. Я имею в виду другой коронавирус – MERS-CoV. Это возбудитель ближневосточного респираторного синдрома, вспышка которого произошла в 2015 году. Считается, что источник инфекции – одногорбые верблюды. Смертность людей высокая, но, можно сказать, что, по сути, от человека к человеку эта инфекция практически не передается.
– То есть всякий раз человек должен от верблюда эту заразу получить?
– По сути, да.
– Сейчас очень многие радикально настроенные зоозащитники и экологи, которые и раньше-то выступали против цирков с животными и зоопарков, настаивают на том, что нужно дикую природу оставить в покое. Что человек должен существовать если не отдельно, то максимально отдаленно от нее: не употреблять в пищу диких животных и вообще свести все контакты с ними до минимума. Как вы полагаете, это убережет человечество от новых эпидемий?
Если следовать такой логике, то нужно полностью отказаться от животных
– Не думаю. Взять, к примеру, свиной грипп. Периодически появляются сообщения, что там-то и там-то человек заразился от животных таким гриппом. Но ведь в таком случае заражаются не от диких животных, а от домашних – свиней. Если следовать такой логике, то нужно полностью отказаться от животных вообще, включая домашних. Вообще с ними не контактировать. Возможно ли это? Например, лихорадка Эбола или коронавирус – это от летучих мышей. В цирках их точно нет.
– Но как раз про летучих мышей были сообщения, что их китайцы ели.
– Люди много что едят. Между тем там, где распространена Эбола, летучих мышей не едят. Там заражаются через экскременты этих животных. Летучие мыши питаются плодами тех самых пальм, из которых пальмовое масло получают. Поэтому не думаю, что конструктивны призывы к изоляции от животных, к тому, что давайте сейчас мы все закроем. Таких течений много: выступают за запреты того, другого, третьего. Другое дело, как к животным относиться. По-моему, сейчас такого отношения к животным нет, каким оно было в прошлом или в позапрошлом веке.
– Вы имеете в виду жестокого обращения?
– Да. Думаю, всякие передвижные зоопарки можно подвести под жестокое обращение с животными. Такие заведения, может быть, и надо закрывать. Но зоопарки в Москве или у нас в Петербурге с их большими вольерами – совсем другое дело. Почему их запрещать? Большинство людей плохо знакомо с животным миром. Некоторые дети не знают, откуда молоко берется.
– Вас, наверное, часто спрашивают, когда закончится пандемия? Можно ли делать такие прогнозы?
– У нас есть пример перед глазами – Китайская Народная республика. Надо исходить из этого, как развивались события там. Скорее всего, где меры приняты как в КНР, то в те же сроки.
– То есть через пару месяцев?
– От начала до конца где-то, да, так и происходит. После уже пойдет на спад. Тогда станет проще и легче. Но это все зависит от органов здравоохранения. Пока в КНР боролись, у многих было время подготовиться.
– Не очень-то и подготовились.
– Это кто как. Кто подготовился, а кто сказал, что это полная ерунда, само пройдет, – говорит Игорь Никоноров.
Радио Свобода