Для расследования выделенной из уголовного дела «27 октября» и ранее закрытой, а недавно вновь открытой части в Службе национальной безопасности (СНБ) создана следственная группа. Об этом сегодня в беседе с Радио Азатутюн сообщил советник генерального прокурора Гор Абрамян.
Радио Азатутюн обратилось также в СНБ за получением подробностей. Там предложили направить письменный запрос.
По словам Гора Абрамяна, создание следственной группы в СНБ не обусловлено лишь заявлением правопреемника потерпевшего по делу «27 октября» Анаит Бахшян.
«Это было сделано не в рамках рассмотрения этой жалобы, это судопроизводственный процесс, то есть, решение было принято в основном, исходя из соображений обеспечения объективности, полноценности и многосторонности следствия», - сказал Абрамян.
На замечание, что Анаит Бахшян просила, чтобы расследование этого дела было поручено Специальной следственной службе (ССС), однако по этой части ее ходатайство было отклонено, и вопрос, какова причина отклонения этой части ходатайства, советник генпрокурора ответил: «Основная причина в том, что следственное подчинение определяется установленным порядком, то есть надлежащим подчинением была сочтена именно передача расследования дела в производство СНБ, кроме того, она обжаловала факт передачи дела СНБ как осуществляющему производство органу, но обычно ходатайства в связи с отводом должны быть представлены в связи со следователем, осуществляющим производство, а в связи с этим ею не были приведены какие-либо аргументы».
Что касается создания следственной группы для расследования ранее закрытой части дела, то Абрамян пояснил: «Учитывая важность, значение дела, а также необходимость сделать предметом расследования дело в полном объеме, подход по формированию следственной группы является логичным и полностью закономерным».
Кто возглавит следственную группу, пока неизвестно.
Вдова вице-спикера парламента Юрия Бахшяна, одной из жертв теракта «27 октября», убитого во время нападения на парламент в 1999 году, Анаит Бахшян, 18 декабря прошлого года обратилась в Генеральную прокуратуру с требованием отменить решение о прекращении дела, выделенного в отдельное производство из дела «27 октября», и начать новое расследование. Спустя примерно неделю Генеральная прокуратура удовлетворила ее заявление, однако отказалась передавать расследование дела Специальной следственной службе, как того требовала Анаит Бахшян, которая не верит, что СНБ сможет провести объективное расследование.
В то же время, прокуратура предоставила потерпевшей стороне все 57 томов дела, в том числе 17 томов закрытой части, с содержанием которых потерпевшая сторона прежде не была знакома.
Эта часть была выделена из основного дела в 2000 году с целью выяснения, были ли другие участники преступления, подстрекатели и возможные организаторы теракта в парламенте, в котором были убиты восемь парламентариев и членов правительства, в том числе премьер-министр Вазген Саргсян и спикер парламента Карен Демирчян. Однако спустя четыре года Генеральная прокуратура закрыла дело, сославшись на отсутствие преступления.
Тогда должность генерального прокурора занимал Агван Овсепян.
27 октября 1999 года вооруженная группа под предводительством Наири Унаняна ворвалась в зал заседаний парламента во время правительственного часа, застрелив премьер-министра Армении Вазгена Саргсяна и спикера парламента Карена Демирчяна. Жертвами теракта также стали вице-спикеры Юрий Бахшян и Рубен Мироян, министр по оперативным вопросам Леонард Петросян, депутаты Арменак Арменакян, Микаел Котанян и Генрих Абрамян.
После продлившегося три года судебного разбирательства шесть человек, включая Наири Унаняна, были приговорены к пожизненному заключению, еще один - к 14 годам лишения свободы.