Специальная следственная служба (ССС) вновь призывает бывшего генерального прокурора Геворка Костаняна, обвиняемого по делу «1 марта», явиться и сообщить имеющиеся у него сведения органу предварительного следствия в рамках предусмотренных законом процедур, а не в публичных выступлениях и заявлениях. Заявление об этом ССС распространила, комментируя ранее сделанное Костаняном заявление.
В своем сообщении ССС сначала напоминает, что Геворк Костанян по делу «1 марта» имеет процессуальный статус обвиняемого, а отношения обвиняемый-орган предварительного следствия регулируются исключительно нормами Уголовно-процессуального кодекса РА, в соответствии с которыми «просьба, обращенная к осуществляющему производство органу обвиняемым, в данном случае Г.Костаняном, либо его адвокатом, должна иметь форму ходатайства, при представлении которого в соответствии с процессуальными процедурами оно в установленном законом порядке и в установленные сроки будет рассмотрено осуществляющим производство органом».
«То есть, по меньшей мере, вызывает недоумение, что в свое время занимавший должность генпрокурора Армении Г.Костанян выступает с нереалистичным предложением по организации публичной дискуссии касательно уголовного дела, что мы можем расценивать как очередной повод не явиться в орган следствия», - заявляет ССС.
Что касается заявления Геворка Костаняна, которым он выразил готовность имеющейся у него информацией оказать содействие раскрытию в рамках дела «1 марта» обстоятельств смерти 10 человек, то ССС замечает, что такая возможность у экс-генпрокурора уже была во время допроса по уголовному делу в качестве свидетеля.
«Несмотря на это, если он действительно искренен в своих стремлениях оказать содействие предварительному следствию по уголовному делу, то ССС вновь призывает его явить и сообщить имеющиеся у него сведения органу предварительного следствия в рамках предусмотренных законом процедур, а не в публичных выступлениях и заявлениях», – говорится в заявлении, которое приводит пресс-служба ССС.
Ранее экс-генпрокурор заявил: «Несмотря на то обстоятельство, что предъявленное обвинение лишено какого-либо правового, логического и предметного основания, я сообщаю о своей готовности завтра же вернуться в Армению и публично ответить на все вопросы органа предварительного следствия».
Геворк Костанян, как сообщает ССС, был привлечен в качестве обвиняемого по делу «1 марта» по пяти статьям.
В частности, бывший чиновник обвиняется в совершении служебного подлога (ч. 1 ст. 314 УК), подстрекательстве к злоупотреблению должностными полномочиями (ч. 2 ст. 38-308 УК), подстрекательстве к совершению служебного подлога (ч. 1 ст. 38-314 УК), подстрекательстве к сокрытию тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 1ст. 38-334 УК), подстрекательстве к фальсификации улик по делам, касающимся тяжких или особо тяжких преступлений (п. 1 ч. 3 ст. 38-349 УК).
Костанян предложил организовать публичное обсуждение с премьер-министром или при его непосредственном участии в режиме онлайн, а также с участием главы ССС, генерального прокурора, ученых-юристов и международных экспертов, кроме того пригласить на обсуждение представителей Совета Европы и Евросоюза в Армении, а также других послов.
Требование Костаняна отвечать на вопросы публично обусловлено, как он отметил, двумя основными причинами: «Первое - это одностороннее обсуждение дела «1 марта», в том числе на международных площадках и на уровне послов разных стран, второе – нынешний стиль работы правоохранительных органов, которые, не имея каких-либо обоснований, публикуют в СМИ решения о предъявлении обвинений и другие процессуальные документы, а посредством одностороннего освещения провластными СМИ создают у общества впечатление, иллюзию вины конкретных людей, скрывая реальные обстоятельства, что произошло и в моем случае».
В заявлении экс-генпрокурора также говорится: «Мое предложение обусловлено тем, что я даже готов вернуться, хорошо понимая, что после этого совещания меня арестуют, но наше общество должно посредством формата «вопрос-ответ» быть информированным не только об основаниях и причинах предъявления мне обвинения, но и о тех особо важных обстоятельствах дела «1 марта», которые скрываются от общественности под прикрытием тайны следствия».
Костанян подчеркнул, что если в ходе указанного публичного обсуждения правоохранительным органам удастся представить хотя бы одно более или менее разумное доказательство или обоснование предъявленного ему обвинения, то он готов нести уголовную ответственность по всей строгости закона.
Обращаясь ко всем потерпевшим по делу «1 марта», их родственникам, а также гражданам, действительно обеспокоенным раскрытием этого дела, он отметил: «Разве не ясно, что путь, по которому в данный момент идет правоохранительная система, не отвечает на важнейший вопрос: в конце концов, в каких обстоятельствах погибли и были ранены Ваши родные, кто на самом деле виновен в их гибели? В свержении конституционного строя 12 лет назад обвинялись одни лица, сейчас – совершенно другие лица, завтра, уверен, выяснится, что конституционный строй в 2008 году свергли другие».
Геворк Костанян подчеркнул, что «с помощью привлечения по делу разных звучных имен просто делается попытка отвлечь внимание общественности от их неспособности либо отсутствия желания найти настоящих виновных в убийствах «1 марта»».
В Генеральной прокуратуре Радио Азатутюн сообщили, в данный момент не могут ответить, готов генеральный прокурор принять предложение Геворка Костаняна или нет.