Цель деятельности «Комитета свободы президента Кочаряна» - освобождение второго президента Армении, ключевого обвиняемого по уголовному делу о кровавых событиях 1 марта 2008 года Роберта Кочаряна.
Координатор комитета Агван Варданян сегодня на пресс-конференции заявил, что они стремятся сделать изменение меры пресечения в отношении Кочаряна общественным требованием. У них уже есть 60 тысяч подписей.
«Очевидно, что незаконное удержание президента под арестом никому не делает чести, и я считаю это также позором для нашего государства», - сказал Варданян.
Требование инициативной группы адресовано действующим властям, между тем, вице-спикер Национального собрания Ален Симонян скептически относится к собранным подписям.
«Честно говоря, я не верю в существование 60 тысяч подписей, в Интернете было много видео, как в разных городах одни и те же люди подходили и подписывали», - сказал Ален Симонян.
Около 40 тысяч подписей были собраны через Интернет, 8 тысяч - в разных городах и селах Армении, еще 12 тысяч - в Карабахе. Все – реальные люди, уверен Варданян, но он говорит, что сейчас нет стоит задача вывести этих людей на улицы.
«Вы можете спросить 60 тысяч граждан, готовы ли они выйти на улицы. Я не могу сказать, что 60 тысяч готовы, но я полагаю, что тысячи готовы. Мы также надеемся, что власти, в конце концов, осознают бесперспективность этого политического преследования и попытаются сами вывести себя из этой ситуации», - сказал Агван Варданян.
«Говорить о политических подтекстах в том случае, когда Роберт Кочарян как политическая единица не существовал, не существует и вряд ли в ближайшем будущем будет существовать», - сказал Ален Симонян.
Члены комитета – это в большинстве своем те же лица, которые еще в октябре этого года присоединились к распространенному в защиту Кочаряна заявлению. Варданян не называет имен, но в заявлении читаем: чемпионы по борьбе Ара Абрамян, Араик Геворкян, герои Арцаха Зорий Балаян, Виталий Баласанян, Жанна Галстян, политолог Ерванд Бозоян, экономист Вардан Бостанджян и другие.
Агван Варданян считает, как минимум, нечестным то, что молчат те сотни людей, которые в свое время работали вместе с Кочаряном.
«Нашему действующему президенту в этом смысле также есть о чем подумать», - отметил Варданян.
Комитет планирует встречи с отечественными и международными правозащитными организациями, круглые столы и другое. Вопрос о том, за счет каких финансовых ресурсов все это проводится, Варданяна удивляет: «Вы тоже можете завтра прийти и арендовать зал в «Эребуни Плаза», в других финансовых средствах нет надобности». Дискуссий о том, чтобы превратить комитет в партию, по его словам, не было. Напомним, сын Роберта Кочаряна в беседе с журналистами не исключил возможности создания партии.
«Насколько я понял, Левон Кочарян не исключал этого в той логике, что ничего нельзя исключать, тем более в нашей действительности. Вопрос никак не обсуждался», - подчеркнул Агван Варданян.
Вице-спикер НС Ален Симонян предлагает сначала дождаться создания партии, а потом говорить об этом.
«Когда будет создана партия, когда эта партия наберет не 60 тысяч подписей, а хотя бы 6 тысяч голосов, тогда они будут говорить о политике. А что касается соперников, я полагаю, на следующих выборах мы встретим много новых политических образований, которые никоим образом не будут cкованы прошлым, которые придут не для того, чтобы кому-то что-то доказать или, не знаю, со стремлением защитить кого-то от уголовной ответственности или помочь ее избежать, а придут с политической повесткой дня. А с какой политической повесткой дня придут они?» - сказал он.
Что касается расследования самого дела, то Агван Варданян считает, что сегодня в направлении раскрытии поствыборных событий 2008 года, в результате которых погибли десять человек, никакого прогресса нет, а называть демонстрантов 1 марта мирными - бесстыдство. «В раскрытии обстоятельств гибели 10 жертв нет никакого прогресса, второго президента республики просто назначили виновным», - сказал Варданян.
«Я советую более осторожно говорить об этом процессе, потому что это касается не только жертв, это также касается всех нас, это одна из черных страниц истории Республики Армения», - сказал Ален Симонян.