Ссылки доступа

Правосудие переходного периода – это не формирование судов «троек» – спикер парламента


Спикер парламента Армении Арарат Мирзоян
Спикер парламента Армении Арарат Мирзоян

Правосудие переходного периода – это не формирование судов «троек». Об этом в ходе начавшихся сегодня слушаний по вопросу правосудия переходного периода заявил спикер парламента Армении Арарат Мирзоян.

Он отметил, что правосудие переходного периода должно законным образом поддерживать и очищать существующую судебную систему.

В своем выступлении заместитель министра юстиции Анна Вардапетян коснулась международно-правовой базы института правосудия переходного периода. Она подчеркнула, что она не подразумевает какого-либо унизительного процесса. По словам заместителя министра, это инструмент примирения, а не конфронтации, и его цель состоит в том, чтобы привести общество к примирению, если в нем существует конфронтация.

Что касается инструментария этого института, то им, по словам Вардапетян, являются уголовные обвинения и ветирование: процесс оценки, для реализации которого будут действовать три критерия.

«Разумная оценка не может быть унижающей достоинство, не может быть чисткой, не может быть фильтрацией. Ветирование осуществляется для проверки integrity лица, занимающего общественную должность. Это можно перевести как добропорядочность, но она включает в себя три основных компонента: отношение к правам человека, отношение к правилам профессиональной этики и имущественное положение. Три основных критерия, три столпа, на которых стоит институт оценки в смысле ветирования», - сказала замминистра юстиции.

На вопрос, какой период времени будет охватывать правосудие переходного периода, замминистра ответила, что это будет определено в результате принятия политического решения. «Период времени, который будет рассматриваться как переходный, определяется каждым государством автономно», - сказала Вардапетян.

Представитель партии «Сасна црер» Варужан Аветисян задал вопрос заместителю министра, признает ли она, что «преступное сотрудничество захватило государство и государство до сих пор частично остается захваченным». Анна Вардапетян ответила так: «Я бы не стала использовать формулировку «преступное сотрудничество».

На вопрос политического деятеля Андриаса Гукасяна, отказывается ли государство от люстрации, вместо замминистра ответил спикер парламента Арарат Мирзоян, сказав, что у политического большинства нет окончательной позиции по звучащим вопросам, следовательно, замминистра не может представить позицию правительства. «Эти слушания также призваны сформировать эту позицию», - сказал Мирзоян.

В качестве основного докладчика на парламентских слушаниях выступил также председатель Армянской ассоциации юристов Карен Задоян, представив возможность применения механизмов правосудия переходного периода в Армении.

В частности, по мнению Задояна, правосудие переходного периода должно быть распространено на период с 1991-го по 2018 годы, в его рамки должны быть включены коррупционные дела, касающиеся похищенных у государства и общества средств, в том числе дела об отчуждении собственности граждан под видом доминирующего общественного интереса. Кроме того, по мнению главы Армянской ассоциации юристов, также должны быть рассмотрены дела о массовых нарушениях на общегосударственных выборах и референдумах и производные от них дела, к примеру дело «1 марта», а также дела о нарушениях права на жизнь и пытках.

Задоян отметил, что в результате экспертных обсуждений они пришли к выводу, что ветирование должно быть проведено как в судебных, так и в правоохранительных органах, хотя премьер-министр говорил лишь о судьях.

Что касается избрания членов комиссии по ветированию, то, по словам Задояна, для них должны действовать те же критерии добропорядочности, что и для судей.

Карен Задоян говорил также о профессиональных судах, отметив, что Конституция дает подобную возможность. Эксперт предложил создать отдельные суды, рассматривающие коррупционные дела, поскольку основным предметом правосудия переходного периода являются именно коррупционные преступления.

Кстати, глава Армянской ассоциации юристов отметил, что в данный момент для судей создан «гуманитарный коридор», подчеркнув, что они могут либо показать, что законным путем накопили свое богатство, либо просто подать в отставку.

На слушаниях выступил также эксперт действующего в Нью-Йорке Международного центра переходного правосудия Рубен Карранза, сообщив, что они начали работать в Армении после революции 2018 года.

Эксперт подчеркнул, что разрабатывающие правосудие переходного периода в Армении должны помнить, что революцию требовали те, кто долгое время в Армении подвергался несправедливостям, речь в данном случае о семьях жертв и пострадавших в ходе событий 1 марта 2008 года, о тех, кто подвергался пыткам и политическим преследованиям, о матерях военнослужащих, погибших в мирных условиях, о пенсионерах, живущих в условиях голода и холода, в то время как олигархи и поддерживающие их политические деятели неуклонно обогащались.

Отметим, что парламентская оппозиция в ходе слушаний подчеркнула, что судебная система должна быть реформирована, но только в рамках закона.

В понедельник премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что «настало время провести оперативное вмешательство в судебную систему».

«Внедрение механизмов правосудия переходного периода уже является жизненно важной необходимостью для Республики Армения», - заявил Пашинян.

XS
SM
MD
LG