Решение о приостановке производства по уголовному делу в отношении второго президента Армении Роберта Кочаряна, обвиняемого в рамках дела «1 марта» в свержении конституционного строя, и направлении дела в Конституционный суд стало неожиданным для родственников погибших и пострадавших в ходе кровавых поствыборных событий 1 марта 2008 года.
Отец погибшего в ходе этих событий Гора Клояна Саркис Клоян назвал это решение суда «позорным».
«Судья допустил очень грубую ошибку. Мы как правопреемники потерпевших направили уведомление, мы имеем право задать обвиняемому вопросы, и он не имел права, не поставив нас в известность, направить дело в Конституционный суд. Это можно назвать кражей», - в беседе с Радио Азатутюн заявил Клоян.
«Мы будем бороться. Почему судья принял такое позорное решение, не сообщив нам? Подкупили судью, я уверен, дали мешок долларов, он [Кочарян] ведь миллиардер. У нас есть подозрение, председателем Конституционного суда является Грайр Товмасян, я немного скептически отношусь к тому, какое решение он вынесет», - сказал отец погибшего Гора Клояна.
По словам Саркиса Клояна, о решении судьи они узнали вчера из прессы. «В последний день судебного заседания я на нем присутствовал. Он [судья] просто сказал, что до завершения самого судебного процесса Кочарян должен оставаться на свободе. После этого мы чувствовали себя очень плохо, тем более когда его [Кочаряна] сторонники во дворе танцевали, прыгали, не обращая внимания на то, что стоящие там были родственниками погибших. Хотя бы подождали, пока мы уйдем, потом бы танцевали», - рассказал он.
Клоян считает, что всю судебную систему нужно полностью поменять. «Около 200-300 судей нужно уволить, это те судьи, которые за эти годы засудили невинных людей», - сказал он.
Самвел Арутюнян был одним из первых, кого на рассвете 1 марта 2008 года полицейские в результате силового разгона выдворили с площади Свободы.
Арутюнян уверен, что необходимо внедрить правосудие переходного периода. «[Решение] даже запоздало, очень запоздало. Это давно нужно было сделать», - сказал он.
Хачик Гаспарян только 11 лет спустя был признан потерпевшим по делу «1 марта». «На одного человека нападали 15-30 человек, бросали под ноги. У меня были сломаны рука, брови, нос, ребра, пальцы. После этого тащили в полицейский участок Кентрона, снова жестоко нападали», - рассказал Гаспарян о разгоне мирной акции протеста 1 марта 2008 года.
Комментируя решение о приостановке производства по делу Роберта Кочаряна и направлении дела в Конституционный суд, Гаспарян отметил, что судебная система не изменилась. «Они воспользовались гуманным отношением Никола Пашиняна. По моему мнению, он дал возможность судам вернуться на правильный путь, но, фактически, ничего не изменилось, потому что люди к этому привыкли», - сказал потерпевший по делу «1 марта» Хачик Гаспарян.