Власти не приложили никаких усилий для раскрытия событий 1-2 марта 2008 года, а просто замяли это дело, сегодня в Национальном собрании во время инициированных оппозиционной фракцией «Елк» парламентских слушаний по проекту заявления «О событиях 1-2 марта 2008 года» заявил отец одного из погибших в ходе событий «1 марта», Гора Клояна, Саргис Клоян.
«Ни исполнители, ни отдававшие приказы не привлечены к ответственности. Прошло уже 10 лет», - констатировал он.
Представленным сегодня проектом фракция «Елк» в преддверии 10-й годовщины событий «1 марта» предлагает парламенту строго осудить «применение грубой и незаконной силы со стороны полиции против граждан, проводивших мирные акции протеста против фальсификации президентских выборов 2008 года». «Елк» отмечает, что организаторы и непосредственные исполнители 10 убийств до сих пор не привлечены к ответственности, а родственникам жертв, а также тем, кто получил телесные повреждения вследствие применения незаконной силы, не была предоставлена справедливая компенсация. В этой части, согласно законопроекту, парламент должен взять обязательство в ближайшее время разработать законодательный пакет для обеспечения достойной компенсации.
В своем выступлении депутат фракции «Елк» Эдмон Марукян вновь подчеркнул, что правда должна быть раскрыта, однако это невозможно сделать с помощью действующих институтов. «Потому что действующие институты уже потерпели провал», - сказал он.
Напомним, несколько дней назад комиссия по государственно-правовым вопросам Национального собрания дала отрицательное заключение законопроекту «Елк».
Заместитель начальника управления по расследованию особо важных дел Генеральной прокуратуры Армении Карен Бишарян в своем докладе представил работу, проделанную за последние 10 лет правоохранительными органами.
В ответ бывший члены группы по сбору фактов для изучения событий 1 марта, бывший заместитель министра обороны Андраник Кочарян заметил, что Генпрокуратура в этом докладе ничего нового не сказала. По словам Кочаряна, за это время сменились три генпрокурора, и было бы хорошо, если бы сегодня присутствовал генпрокурор для прояснения некоторых вопросов.
«Если наш последний отчет еще не успели прочесть, это хорошая основа для понимания того, что это может дать возможность следствию раскрыть всю силовую мозаику, - сказал Кочарян в своем выступлении и продолжил: - Я не хочу, чтобы на 11-й год мы слушали тот же доклад, хочу, чтобы у нас был хотя бы маленький прогресс, раскрытие в каком-нибудь вопросе, что оздоровит нашу страну и даст возможность, закрыв страницу «1 марта», решить также те проблемы, которые нас каждый день ослабляют».
Кочарян обратил внимание на строго секретный приказ за номером 0038. Согласно содержащимся в докладе формулировкам, до принятия 1 марта 2008 года бывшим президентом Армении Робертом Кочаряном указа о чрезвычайном положении строго секретным приказом бывшего министра обороны Микаэла Арутюняна за номером 0038 армейские подразделения уже были размещены в столице, тем самым будучи вовлечены во внутриполитические события.
«Его изучение должно быть еще впереди», - подчеркнул бывший член группы по сбору фактов.
Глава фракции «Елк» Никол Пашинян попытался выяснить у представителя группы по сбору фактов, есть ли у группы какое-либо доказательство того, что у участников акций протеста было оружие и они его применили против полицейских. Ответ был отрицательный.
В ходе продлившихся более 6 часов слушаний было поднято множество вопросов, выступили представители и власти, и оппозиции, и гражданского общества.
Под огонь критики попал присутствующий на слушаниях бывший генпрокурор Геворк Костанян, который, однако, с трибуны уверенно заявил, что у него есть ответы на все вопросы. Еще раз озвучив свои утверждения об известных событиях, Костанян обратился к семьям пострадавших, призвав их воспользоваться своими правами и потребовать, чтобы следователи работали хорошо. «Для этого лицу придается статус правопреемника потерпевшего», - подчеркнул он.
Однако после объяснений Костаняна ливень вопросов, озабоченностей и обвинений не прекратился.
«В течение этих 10 лет не было возбужено уголовное дело по факту злоупотребления должностным положением», - подчеркнул руководитель Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблени Артур Сакунц.
Гражданский активист Вардкес Гспари, которого, кстати, утром не впускали в здание парламента, несмотря на наличие пропуска, в конце своего выступления обратился к властям: «Это вы непосредственно расстреляли моих родных. Я еле сдерживаюсь, чтобы не плюнуть вам прямо в лицо».
Выступление председателя клуба журналистов «Аспарез» Левона Барсегяна было встречено аплодисментами. Сначала он подчеркнул, что общественные слушания являются эмоциональным утешением, потому что все всем известно.
Барсегян подверг резкой критике бывшего генпрокурора Геворка Костаняна, который вчера в ответ на вопрос Радио Азатутюн сказал, что не видит смысла в допросе Роберта Кочаряна.
«Нужно иметь львиное сердце, чтобы после этого интервью осмелиться прийти сюда, на эти общественные слушания. То есть, вы знали, что Роберт Кочарян должен сказать и это не имеет значения и поэтому нет необходимости его допрашивать? Свидетелей нет… мы поняли, мы за 10 лет уже 80 раз это слышали. Ловите сверху. Кто-то говорил, что нужно ловить за голову», - напомнил Барсегян слова президента Армении Сержа Саргсяна, заявившего несколько лет назад, что «крупную рыбу» нужно «ловить за голову», имея в виду борьбу с коррупцией.
Член фракции «Елк» Артак Зейналян подчеркнул: 10 погибших, 500 раненых, с этих кровавых поствыборных событий прошло 10 лет, между тем эффективное расследование проведено не было.
Под конец слушаний выступил депутат от правящей Республиканской партии Армении Самвел Никоян, который был руководителем группы по сбору фактов. По его словам, основа событий 1 марта была заложена во время предвыборной кампании. «Это было жестокое соперничество, непростительное соперничество, с таким лексиконом и обвинениями с обеих сторон в адрес друг друга, что в среде общественности не могло не возникнуть такой ситуации, которая привела бы к событиям 1-2 марта», - сказал он.
В своем довольно эмоциональном выступлении Никоян сказал: «Это на совести всех нас. Если кто-то совершил ошибку, сделал преднамеренно, является преступником, значит, пусть он будет наказан как преступник. В противном случае все мы живем под этим тяжким бременем. И это очень трудно. Я постоянно вспоминаю те события. Некоторые люди, которые были их участниками, забыли о них в последующие дни, а я полтора года постоянно смотрел эти кадры и жил этим, это был ад. Я постоянно вспоминал слезы и взгляды родных, родителей. Поэтому что-то нужно сделать в этом направлении».
Никоян затронул вопрос о том, почему группа по сбору фактов не пригласила на допрос первого и второго президентов Армении. Он сказал, что у комиссии не было полномочий вызывать на допрос бывших должностых лиц.
Затем депутат-республиканец обратился к Левону Тер-Петросяну и Роберту Кочаряну.
«Вы говорили: «Да не востребована будет ни одна отныне жертва - я за всех ответил», вы вселяли в людей уверенность в их безопасности, но когда 1-2 марта сотни тысяч людей находились там в напряженной ситуации, оскорбленные, разгневанные, и нужен был лидер, который бы руководил этими людьми, вами было заявлено, что «моя безопасность не гарантирована, и по этой причине я не приду». Разве вы не знали, что безопасность этих людей также не была гарантирована, ведь все силы власти были там. Разве вы не знали, какими будут шаги власти?» - сказал Никоян, обращаясь к первому президенту Армении, лидеру «Армянского национального конгресса» Левону Тер-Петросяну.
Обращаясь ко второму президенту Армении Роберту Кочаряну, Никоян сказал: «Обосновывая объявление чрезвычайного положения, вы заявили, что оппозиционеры выходят из-за автобусов, стреляют из автоматов и снова прячутся за автобусы. Мы просмотрели все документы судебно-медицинской экспертизы всех раненых полицейских, ни один полицейский не получил огнестрельного ранения. Возникает вопрос, господин президент, откуда у вас была эта информация, на основании которой вы приняли решение, которое оказалось роковым с точки зрения развития тех событий?»
Ведущий слушания Никол Пашинян, подводя итоги встречи, подчеркнул, что прокуратура в очередной раз скрыла реальность, и их звучащие сегодня с трибуны соболезнования в данном случае являются просто издевкой. «1 марта 2008 года и до этого люди вышли против беззакония, против несправедливости, против беспредела», - заявил он.