Спустя четыре месяца после смерти Артура Саргсяна, ставшего известным как «Доставщик еды», генеральный прокурор заявляет, что Артур Саргясн мог совершить новое преступление, в том числе и по этой причине он после освобождения был снова арестован.
49-летний Артур Саргсян, обвиняемый в пособничестве вооруженной группе «Сасна црер», в декабре прошлого года был освобожден, однако спустя месяц вновь был взят под арест. После многодневной голодовки под гарантии депутатов он вновь вышел на свободу, но спустя 10 дней,16 марта, скончался.
Напомним, Артур Саргсян получил прозвище «Доставщик еды» после того, как в июле прошлого года на своем автомобиле прорвал полицейский кордон и доставил еду членам вооруженной группы «Сасна црер», захватившей и удерживавшей в течение двух недель здание полка ППС в Ереване. До этого в течение нескольких дней сторонники «Сасна црер» утверждали, что правоохранительные органы не дают возможность членам вооруженной группы получать продовольствие извне.
«По делу были также получены данные о высокой вероятности совершения нового преступления Артуром Саргсяном», - заявил генпрокурор Артур Давтян, представляя сегодня в Национальном собрании доклад о деятельности Генеральной прокуратуры за 2016 год.
Что за новое преступление должен был совершить страдавший многочисленными заболеваниями Артур Саргсян, генпрокурор так и не пояснил, лишь подчеркнул, что, помимо высокой вероятности совершения нового преступления, Саргсян был вновь арестован также потому, что, будучи должным образом уведомлен, не явился в следственный орган, более того, препятствовал процессу вручения повестки предусмотренным законом лицам. Кроме того, по словам генпрокурора, по результатам повторной судебно-медицинской экспертизы, назначенной следственным органом, выяснилось, что имеющиеся у Саргсяна заболевания совместимы с арестом.
«По результатам всесторонних обследований было дано окончательное заключение, согласно которому Артур Саргсян страдал соответствующими заболеваниями, кроме того заболевания полностью не соответствовали установленным постановлением правительства несовместимым с арестом заболеваниям», - пояснил Артур Давтян.
Генпрокурор сегодня с трибуны парламента призвал не спекулировать на смерти Артура Саргсяна, и попытался показать, что его смерть не связана с тем обстоятельством, что он находился под арестом. Артур Давтян отметил, что не хочет вдаваться в подробности, поскольку по обстоятельствам смерти Саргсяна возбуждено уголовное дело, тем не менее, он подчеркнул, что после выхода из уголовно-исполнительного учреждения на протяжении 5 дней «Доставщик еды» находился в специализированной больнице.
«На пятый день он без разрешения врача покинул больницу, после этого он поступил в больницу с совершенно другим заболеванием, которое не имело никакого отношения к избранию меры пресечения в виде ареста, и просто по показаниям ему была проведена операция. Продолжение мы будем иметь по результатам возбужденного уголовного дела», - заявил Давтян.
Возражая генпрокурору, руководитель фракции оппозиционного блока «Елк» Никол Пашинян подчеркнул, что, держа Артура Саргсяна под арестом с многочисленными неизлечимыми заболеваниями, в отношении него просто совершили расправу.
«Потому что человек вышел на свободу, стал играть некую символическую роль, дал интервью, которое получило очень широкий резонанс, люди приходили его проведать, в каком-то смысле он стал героем нашего времени. Как же можно, чтобы параллельно появился другой герой? В Армении героем должен быть только Серж Саргсян, его геройство ничем не должно быть оттенено», - сказал Пашинян.
Никол Пашинян также поднял вопрос запрета на посещения ряда обвиняемых - Жирайра Сефиляна, Варужана Аветисяна, Арега Кюрегяна, Павла Манукяна и других. Пашинян подчеркнул, что уже год этим людям запрещают свидания с членами семьи и родственниками, таким образом также совершая над ними расправу. Процитировав слова прокурора о том, что при возможности посещений обвиняемый может оказать незаконное влияние на проведение следствия, Пашинян спросил: «Например, 11-летний сын Жирайра Сефиляна пытается ему передать бомбу? Наложение запрета на свидания с членами семьи - это расправа, пытка».
Пашинян также поднял вопрос изменения меры пресечения в отношении Андриаса Гукасяна, обвиняемого в организации массовых беспорядков в ереванском квартале Сари Тах в дни захвата полка ППС. Отметим, что несмотря на гарантии депутатов фракции «Елк» в том, что тот не скроется от следствия, прокуратура отказалась освободить оппозиционного деятеля.
«Слово 9 депутатов для вас не гарантия, а чье слово для вас является гарантией?» - спросил Пашинян. «Потому что вы руководствуетесь не законом, вы каждый день, утром и вечером, получаете указания с Баграмяна 26 (резиденция президента Армении - ред.) о том, кого освободить, кого взять под стражу, на кого сфабриковать дело», - добавил глава фракции «Елк».
Генпрокурор Артур Давтян, в свою очередь, отвечая на критику, выразил сожаление по поводу того, что от них требуют лишь раскрыть и строго наказать должностных лиц-преступников и правоохранителей, препятствовавших деятельности журналистов, но никто от них не потребовал обеспечить справедливое наказание для захватившей полк ППС группы «Сасна црер». «Никто не потребовал наказания для убийц троих совершенно невиновных полицейских, выполнявших на службе свой долг перед отечеством. Мы никому не позволим препятствовать развитию нашей страны», - сказал Давтян.
Добавим, что, по словам генпрокурора, по уголовному делу о событиях, имевших место 29-30 июля 2016 года, в дни захвата полка ППС, осуждены восемь граждан, препятствовавших деятельности журналистов, четверо из которых были арестованы, а затем по приговору суда осуждены на тюремное заключение. За этот же период времени, по словам Артура Давтяна, также были осуждены четверо сотрудников полиции, препятствовавших деятельности журналистов, в том числе старший инспектор службы полка ППС - капитан, двое сержантов специального батальона того же полка, начальник службы вооружения войск полиции, подполковник.