В Гамбурге в кулуарах саммита "Большой двадцатки" (G20) состоялась первая встреча президента США Дональда Трампа и президента России Владимира Путина. Перед началом встречи лидеры обменялись любезностями: Трамп сказал, что "для него честь" встретиться с президентом России, в то время как Путин отметил, что "очень рад видеть" президента США, потому что "телефонных разговоров всегда недостаточно", и личное общение лучше. Оба выразили надежду на позитивный итог переговоров.
На встрече также присутствовали госсекретарь США Рекс Тиллерсон и министр иностранных дел России Сергей Лавров. В американской прессе накануне встречи отмечали, что среди присутствующих дложны были быть также советники Трампа Фиона Хилл и Герберт Макмастер, но в итоге дело ограничилось лишь узким кругом самых высокопоставленных лиц. По наблюдению корреспондента Associated Press, перед началом встречи Дональд Трамп выглядел "довольным и расслабленным", в то время как Владимир Путин вел себя холодно.
После заявлений, которые президент США сделал накануне приезда в Германию, были все основания полагать, что встреча с Путиным должна была оказаться непростой. Хотя первое рукопожатие двух президентов в кулуарах саммита выглядело вполне дружеским:
Десятки тысяч антиглобалистов еще в четверг приняли участие в демонстрации под лозунгом "G20: добро пожаловать в ад", закончившейся столкновениями с полицией. Так они приветствовали прибытие лидеров наиболее развитых стран на саммит, в том числе президента США Дональда Трампа, приехавшего из Польши и сразу встретившегося с канцлером Германии для обсуждения главных тем саммита – торговых правил и изменений климата, а также, как было сказано на сайте правительства Германии, ситуации на Украине, в Северной Корее и на Ближнем Востоке.
Так выглядела ситуация в некоторых районах Гамбурга в первой половине дня в пятницу:
По сообщению гамбургской полиции, протестующие забрасывали полицейских "коктейлями Молотова", пострадали около 160 сотрудников полиции:
В кулуарах встречи прошли переговоры лидеров "группы БРИКС" (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская республика). Они призвали участников саммита к созданию "более прозрачной, открытой, недискриминационной системы мировой торговли". О торговле речь, видимо, пойдет не в последнюю очередь и в связи с позицией Дональда Трампа. Еще будучи кандидатом на высший пост в США, Трамп жестко критиковал основные торговые сделки, заключенные его предшественником Бараком Обамой, а один из лозунгов его предвыборной кампании, "Америка прежде всего", подразумевает иной подход к торговле. Одним из первых шагов президента США было аннулирование торгового соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, затем, в мае этого года, администрация президента США уведомила Конгресс о планах пересмотреть Североамериканское соглашение о свободной торговле, касающееся, помимо США, Канады и Мексики (это соглашение, действующее более 20 лет, Трамп назвал "худшей торговой сделкой").
В то же время заявления Трампа о намерении выйти из Парижского соглашения, призванного снизить темпы глобального потепления, обеспокоили европейских и азиатских союзников США. Характерно, что встреча Трампа и Путина, считающаяся одним из важнейших событий саммита, прошла как раз тогда, когда остальные лидеры обсуждали проблемы климатических изменений.
Чего конкретно ожидать от переговоров лидеров США и России, накануне не знал никто, поэтому комментарии к предстоящим переговорам, в том числе и визуальные, выглядели иногда самым причудливым и комичным образом:
Если серьезно, то, по словам советника Трампа по национальной безопасности Герберта Макмастера, повестка для встречи Трампа и Путина "заранее определена не была" – президенты должны были говорить "о чем захотят". Министр иностранных дел Сергей Лавров, в свою очередь, рассказал журналистам, что речь пойдет о "поиске путей для нормализации диалога между двумя странами".
Гамбургской встрече предшествовали несколько касающихся России заявлений, сделанных президентом США во время визита в Польшу в четверг. Трамп подтвердил приверженность Соединенных Штатов 5-й статье Устава Североатлантического договора, в которой говорится, что нападение на одного из членов НАТО означает нападение на весь союз, а во-вторых, призвал Москву "прекратить дестабилизирующую деятельность на Украине и в других местах, прекратить поддерживать враждебные режимы, в том числе Сирию и Иран, и вместо этого присоединиться к сообществу ответственных государств в нашей борьбе против общих врагов и в защиту самой цивилизации". Эти заявления Кремль никак не прокомментировал.
Сам Владимир Путин в пятницу сделал на встрече G20 заявление по поводу проблем, связанных с международным терроризмом. Он высказался за создание "единого антитеррористического фронта". Возможно, более подробно эту мысль, в том числе применительно к ситуации в Сирии, Путин попытается развить в ходе переговоров с Трампом.
Администрация Трампа готова действовать на самом высоком уровне, а это приемлемо и для Путина
Тем для обсуждения между двумя президентами действительно много – запуск Северной Кореей баллистической ракеты, война в Сирии, вооруженный конфликт на Украине, планируемое законодательное ужесточение американских санкций против России и ответные меры Кремля, попытки Москвы расколоть Европу, хакерство и кибератаки, предполагаемое вмешательство России в президентские выборы в США. Последняя тема, как считают наблюдатели, может подорвать усилия по возвращению отношений между странами в конструктивное русло. Россия отрицает, что вмешивалась в выборы, которые принесли победу Трампу, американское разведывательное ведомство, в свою очередь, пришло к противоположным выводам. Несмотря на то, что во время предвыборной кампании Трамп высказывал готовность искать более близких отношений с Кремлем, встреча на саммите в Гамбурге будет проходить в тот момент, когда эти отношения находятся на самом низком уровне.
– Очевидно, что из-за вмешательства в выборы отношения [России и США] даже хуже, чем это было в конце президентства Барака Обамы, – считает Анджела Стент, директор Центра евразийских, российских и восточноевропейских исследований Джорджтаунского университета. – А потому возникает вопрос: как можно возобновить диалог, решить проблемы там, где Россия продемонстрировала способность затрагивать американские интересы, в Сирии и других местах? Как делать это в атмосфере, где, очевидно, нет согласия по обширному количеству проблем? Тем не менее, сам факт встречи важен для Путина, поскольку контакты на уровне президентов между Москвой и Вашингтоном практически прекратились в последний год пребывания в Белом доме Барака Обамы. В отличие от Обамы, администрация Трампа готова действовать на самом высоком уровне, а это приемлемо и для Путина.
До настоящего времени Белый дом не пересматривал политику в отношении России, которая проводилась при предшественнике Трампа – Бараке Обаме.
Продолжают действовать санкции, наложенные США на Россию в 2014 году после аннексии Россией Крыма и катастрофы малайзийского "Боинга" над Донецком, а также санкции, введенные в декабре 2016 года после получения данных американской разведки об активном вмешательстве России в кампанию по выборам президента США. Эти меры включают в себя закрытие доступа к российским дипломатическим загородным резиденциям в Нью-Йорке и Мэриленде. По заявлению американских чиновников, они, возможно, использовались для сбора информации. Москва неоднократно требовала возврата этих дипломатических дач.
Напряженность американо-российских отношений видна и через призму событий в Сирии, где Вашингтон и Москва не имеют единой точки зрения на то, как разрешить кризис. В то время как Россия поддерживает режим Башара Асада, США и другие страны критикуют сирийские власти за химические атаки на гражданское население.
Фоном встречи Трампа и Путина стали и другие связанные с Россией скандалы, считает Стивен Блэнк, занимающийся Россией в Совете по международным отношениям. Блэнк напоминает, что первый советник Трампа по вопросам национальной безопасности Майкл Флинн был уволен после того, как ввел в заблуждение представителей Белого дома о глубине его взаимодействия с российскими чиновниками, по той же причине было начато расследование в отношении генпрокурора США Джеффа Сешнза.
– [У России] нет возможности диктовать Трампу какие-то условия, и об этом там знают. Но при этом отчаянно хотят, чтобы Трамп начал стратегический диалог с целью легитимизировать то, что Россия уже получила. Но ничего такого произойти не может. И даже если бы Трамп очень хотел сделать это, он столкнулся бы с огромным сопротивлением в Вашингтоне, в администрации и в Конгрессе, – считает Стивен Блэнк.
По мнению аналитика Московского центра Карнеги Андрея Колесникова, у Владимира Путина накануне встречи с Дональдом Трампом была относительно выгодная позиция. В случае, если встреча завершилась бы ничем, Кремль всегда может заявить, что президент США связан по рукам и ногам той частью американской политической элиты, которая подозревает его в "нестандартных" связях с Россией. Если же миру удастся предъявить какие-то позитивные результаты переговоров, Путин сможет презентовать их как свой дипломатический успех.