В России вышел в прокат фильм "28 панфиловцев" режиссера Андрея Шальопы. Он посвящен подвигу героев обороны Москвы 1941 года, который был выдуман газетой "Красная звезда". Тем не менее мифологизированная история 28 героев-панфиловцев до сих пор поддерживается российскими властями: создание фильма курировал лично министр культуры Владимир Мединский. А всех критиков фильма он назвал "кончеными мразями". В Кремле позже пояснили, что "глава Минкульта применил свое прекрасное владение русским языком, чтобы отстоять историческую правду".
Деньги на фильм собирались в интернете. Сценарий "28 панфиловцев" был написан в 2009 году, в мае 2013 года было принято решение снять тизер картины. После его появления в сети на продолжение съемок пожертвовали три миллиона рублей.
В создании фильма принимал участие разработчик компьютерной онлайн-игры War Thunder ("Гром войны") – компания Gaijin Entertainment.
"Панфиловцы" – бойцы 316-й стрелковой дивизии под командованием генерала Ивана Панфилова. Наибольшую известность получили 28 человек из личного состава 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка. Согласно официальной версии, 16 ноября 1941 года, когда началось наступление противника на Москву, бойцы 4-й роты во главе с политруком Василием Клочковым в районе разъезда Дубосеково в ходе четырехчасового боя уничтожили 18 вражеских танков. Сообщалось, что все 28 человек погибли. О подвиге написала газета "Красная звезда".
Обман вскрылся в 1947 году, когда один из указанных в списке погибших солдат, Иван Добробабин, был арестован за измену Родине. Он подтвердил, что бой, о котором писали в газете, действительно был, но никаких подвигов он не совершал и добровольно сдался в плен немцам (и служил у них начальником полиции в селе Перекоп Харьковской области). Следствие также установило, что, кроме Добробабина, в бою под Дубосековом выжили еще четыре солдата: Илларион Васильев, Григорий Шемякин, Иван Шадрин и Даниил Кужебергенов. Последний (он тоже побывал в немецком плену) рассказал, что в том бою вообще не участвовал. А Иван Натаров, который якобы поведал о подвиге, был убит за два дня до легендарного боя.
В 1948 и 1988 годах официальная версия подвига была изучена Главной военной прокуратурой СССР и признана художественным вымыслом. При этом сам факт тяжелых боев 316-й стрелковой дивизии против 2-й и 11-й немецких танковых дивизий на Волоколамском направлении 16 ноября 1941 года не оспаривался. История о бое использовалась как пример героизма и самопожертвования солдат Красной Армии. Солдатам посмертно присудили звание Героев Советского Союза и поставили памятник. О подвиге говорится в гимне Москвы и во множестве литературных произведений. Фраза "Велика Россия, а отступать некуда!", которую перед смертью якобы произнес политрук Клочков, была включена в советские школьные и вузовские учебники по истории.
В июле 2015 года Государственный архив России опубликовал доклад о том, что история героев-панфиловцев является фантазией журналистов. Сотрудники архива ссылались на справку-доклад главного военного прокурора СССР Николая Афанасьева, подготовленный еще в 1948 году. После этого министр Мединский посоветовал руководителю Росархива Сергею Мироненко "заниматься своей профессией и не давать собственных оценок архивным документам". Позднее Мироненко, проработавший руководителем архива с 1992 года, был уволен с должности. Продюсеры фильма назвали развенчание мифа о подвиге "панфиловцев" "ослаблением нравственных опор народа".
О том, почему нынешней российской власти выгодно поддерживать выдумки о Великой Отечественной войне, РС рассказал историк Борис Соколов:
У нас сохраняются все советские мифы, многие из которых выдуманы пропагандистами
– Это делается для того, чтобы сохранить мифологизированную картину Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. У нас сохраняются практически все советские мифы и советские подвиги, многие из которых выдуманы пропагандистами. А некоторые настоящие подвиги остаются в тени, потому что они не были известны в период войны. Просто сейчас Великая Отечественная война и победа в ней стали, с точки зрения власти, основой российской национальной идентичности. Поэтому сконструирован миф, который имеет очень мало общего с правдой и в смысле тех реальных жертв, которые понес Советский Союз, народы Советского Союза в этой борьбе, и роли, которую играл Сталин в развязывании Второй мировой войны, и роли союзников СССР в этой войне, и множество других вещей.
То, что опубликовал Госархив, было известно давно. Это публиковалось не раз. Он, конечно, опубликовал факсимильные копии самих документов, но это уже лет двадцать не было никаким секретом, где-то с конца 80-х – начала 90-х, когда эти соответствующие документы о боях в районе разъезда Дубосеково были опубликованы. Понятно, что там никаких 28 героев-панфиловцев не было. Там была одна рота, которую почти полностью уничтожили. Из числа погибших бойцов набрали 28 героев, чтобы они соответствовали легенде.
– И с тех пор улицы в СССР назывались их именами, и чего только не было...
Слова "Велика Россия, а отступать некуда" придумал журналист Александр Кривицкий
– Я не говорю, что улицы надо переименовывать. Это тоже часть истории. Миф – это тоже часть истории. Может быть, комиссар Клочков был храбрым солдатом и честно погиб. Он просто не говорил этих слов: "Велика Россия, а отступать некуда. Там позади Москва". Это журналист Александр Кривицкий придумал. Но тоже, в общем, его за это ругать особо я бы не стал. Это было в целях пропаганды. Это было нужно. Это действовало. Но спустя 70 с лишним лет после войны надо уже пытаться восстанавливать реальную картину войны, а не цепляться за какие-то существующие с тех пор легенды и мифы.
– Да, но на руководителя Госархива Сергея Мироненко, доказавшего документально, что подвига не было, обрушился тогда шквал критики, его даже уволили. Почему не только чиновники, но и обычные россияне так болезненно относятся к развенчанию мифов о Великой Отечественной войне?
Если усомниться в правдивости сведений о роли СССР во Второй мировой войне, это будет трагедией
– Потому что их все время кормят этими мифами. Государственная пропаганда еще с советских времен внушала, что если попытаться усомниться в правдивости тех или иных сведений о роли СССР во Второй мировой войне, о ходе боевых действий, это будет непоправимой трагедией. Это считалось чем-то немыслимым. Сейчас этот стереотип просто оживляют и закрепляют еще раз дополнительно.
– Почему нынешняя российская власть не гнушается искажением истории? История "панфиловцев", миф о величии Сталина, который властями поддерживается, пусть и не явно....
Гитлер без Сталина не смог бы развязать этой войны
– Величие Сталина надо понимать каким образом? Он был велик с точки зрения укрепления собственной власти и распространения ее на, может быть, третью часть мира. В этом он был, безусловно, велик. Но это же было оплачено гибелью огромного числа народа. Только в войне погибло не менее 40 миллионов советских граждан, еще миллионы стали жертвами коллективизации, репрессий. Вот об этой цене никто не говорит – ни власть, даже историки как-то об этом говорят в основном только в плане репрессий. А о том, какой трагедией была война для десятков миллионов погибших советских людей, для тех, кто выжил и перенес неимоверные страдания... Никто же не говорит, что в этом виноват Сталин. Все на Гитлера валят. А Гитлер без Сталина не смог бы развязать Вторую мировую войну. Они здесь просто соучастники. Два медведя в одной европейской берлоге не могли ужиться. Вот они стали друг с другом воевать, что вполне естественно. Но расплачивались за это своими жизнями народы.
– К вам как к историку, как к одному из специалистов по Великой Отечественной войне, обращаются создатели современных фильмов о войне за консультациями?
– Иногда обращаются. Я им стараюсь говорить правду, хотя понимаю, что значительную часть ее они в силу объективных причин просто не могут отразить. Потом что есть определенные установки.
– А создатели этого конкретно фильма к вам обращались?
В экранизации легенды нет ничего худого. Кино творит мифы. Что 300 спартанцев, что 28 панфиловцев...
– Да нет, конечно, не обращались! Отношение Мединского ко мне достаточно известно. Он же курировал этот проект. Но я, между прочим, высказывался об этом проекте в одной радиопередаче. Я говорил, что само по себе, что экранизируют легенду – ничего худого в этом нет. В конце концов, кино само творит мифы. Оно может обращаться к тем или иным мифам – хоть 300 спартанцев, хоть 28 панфиловцев. Ничего худого в этом нет. Надо судить просто по тому, насколько это художественно получилось. Но это можно будет судить, только посмотрев фильм.
Радио Свобода