Ссылки доступа

30 лет за связи с учениками


Фотография Алтис - скриншот страницы в фейсбуке
Фотография Алтис - скриншот страницы в фейсбуке

Суд в городе Фармингтон в американском штате Юта признал Бриану Алтис, тридцати шести лет, бывшую учительницу английского языка в старших классах, виновной в совращении трех подростков и приговорил ее к тридцати годам тюрьмы. Это второй случай такого рода за последнее время: неделю назад во Флориде учительница Дженифер Фихтер получила срок в 22 года за секс с учениками.

Исходно Алтис была арестована в октябре 2013 года и поначалу полностью отрицала связи с несовершеннолетними. Однако в апреле нынешнего года она пошла на сделку с правосудием и призналась в сексуальных контактах с тремя подростками, которым на тот момент не было шестнадцати; один из этих романов тянулся около года.

Прокуратура, со своей стороны, отозвала 11 других обвинений против нее, включая статью об изнасиловании, которая предусматривает – максимально – пожизненное заключение. С одним из любовников Алтис продолжала отношения после того, как на нее было заведено дело и она была отпущена на свободу под залог. Когда власти прознали о рецидиве, обвиняемая была помещена под стражу. Этот любовник позже заявлял на суде, что считает свою бывшую учительницу абсолютно невиновной, а обвинения против нее – "абсурдными".

Алтис рыдала на судебных заседаниях, включая последнее, на котором был оглашен приговор: "Если бы была на то возможность, я бы лично извинилась перед всеми, кого задели мои поступки. Сердце мое полно горечи", – сказала она в последнем слове. Адвокат, описывая психологическое состояние своей подзащитной, акцентировал внимание на том, что ее собственный брак распадался, что она пребывала в депрессии и страдала как женщина от заниженной самооценки, которую сумела поднять, снискав дружеское расположение юношей, переросшее затем в интимную привязанность. Муж Алтис подал на развод и заодно ходатайствует о лишении супруги материнских прав.

"У меня нет никаких сомнений, что все эти мальчики – жертвы. Память об этой ужасной противозаконной связи будет преследовать их всю жизнь", – заявила журналистам мать одного из потерпевших, инициировавшая иск. По ее словам, в уязвимом психологическом положении находилась не только Алтис, но и ее сын. "На вас, как на взрослой женщине, – выговаривал обвиняемой председательствующий судья, – лежала ответственность прекратить этот адюльтер".

По словам адвоката, сексуальные контакты подзащитной с потерпевшими начались, когда те уже не были ее учениками. Вскоре после того, как в школе узнали о судебном иске, учительница была уволена. Родители двух подростков подали в суд также на районный отдел образования на том основании, что там знали о поведении Алтис, но не остановили ее. Один из этих исков уже отозван, поскольку надзорная школьная инстанция на предварительном слушании была признана неподсудной.

Аналогичный случай флоридской учительницы, приговоренной к 22 годам тюрьмы, вызвал взрыв недоумения в российской блогосфере: Дженифер Фихтер, как и Бриана Алтис, никого не насиловала и никого не принуждала к сексу, так почему за преступление без пострадавших обе заслужили столь суровое наказание? На эти вопросы отвечает профессор права университета Сиракуз Тара Гельфман:

Профессор Тара Гельфман
Профессор Тара Гельфман

​– Во всех штатах существуют законы, защищающие несовершеннолетних от сексуальной эксплуатации. Вопрос в том, кто является несовершеннолетним и насколько широко простирается понятие сексуальной эксплуатации. В целом ряде штатов, включая Флориду и Юту, установленный возраст согласия – 16 лет. Секс с партнером, не достигшим этого возраста, автоматически порождает презумпцию виновности: эксплуатация имела место, поскольку несовершеннолетний не обладает жизненным опытом и зрелостью, чтобы оценить последствия вступления в половую связь. Степень зрелости или опытности потерпевшей стороны в каждом конкретном случае не имеет значения: закон не взирает на лица, он универсален. И всякий раз, когда возникают инциденты вроде дела Фихтер или Алтис, американское общество настаивает на строжайшем исполнении закона в назидание тем, кто вздумает покуситься на сексуальную неприкосновенность подростков.

– Американцы, должен сказать, с полным пониманием воспринимают суровые приговоры, выносимые "сексуальным хищникам". И "хищницам". Но у многих иностранцев и, в частности, у россиян от таких вердиктов перехватывает дыхание. Думаю, они нормально восприняли бы дисквалификацию Фихтер, Алтис и им подобных как учителей. Ну или если бы суды дали им условный срок. Но 22 или 30 лет тюрьмы – это уже перебор! Что вы скажете?

Страх за детей – частичная компенсация свободы нравов

​– Я понимаю, мне кажется, источники этого недоумения. Один из них – социологический, не имеющий непосредственного отношения к праву: американская поп-культура беспрерывно генерирует эротизированных подростковых идолов обоих полов: Майли Сайрус, Кэти Перри, Джастин Бибер. Коммерческий спрос на них огромный, они замечательно "продаются", и никто в их случае не заикается о сексуальной эксплуатации несовершеннолетних. Принятие взрослыми сексуально провокативного образа жизни тинейджеров, однако, прекрасно соседствует с гипертрофированной заботой об их фактической сексуальной неприкосновенности. Противоречие между этими двумя явлениями только кажущееся. На самом деле второе – чрезмерный страх за детей – частичная компенсация свободы нравов, порождаемой широким распространением на рынке подростковой эротики.

Вторая причина, по которой, я полагаю, случаи, которые мы разбираем, вызывают оторопь у иностранцев, кроется в нюансах американских законов: если разница в возрасте любовников, один из которых несовершеннолетний, незначительная, скажем, пятнадцать и семнадцать, то суды, как правило, проявляют к старшему снисхождение, либо вообще оставляют его в покое, хотя формально имеет место растление малолетних. Но если разница в возрасте значительная – на практике, четыре года или больше, как в случае учительниц и их подопечных во Флориде и Юте, – то тут с ходу вступает в действие "карательная социология": взрослый, дескать, имеет превосходство над тинейджером, финансовое, психологическое, а порой и физическое, а потому чуть ли не по определению является эксплуататором "младшего партнера".

Американский закон вменяет взрослым вести себя предельно ответственно по отношению к детям

Есть еще один фактор, о котором следует упомянуть, – это подростковое материнство. Возьмем случай, обратный тем, которые мы рассматриваем: не тридцатилетняя учительница соблазняет ученика, а учитель спит со своей ученицей. Думаю, отношение к нему у вашей аудитории будет иное, но в праве, как и в арифметике, от перестановки мест слагаемых сумма не меняется: к учителю и учительнице юридический подход одинаковый. Так вот, представьте себе, что ученица беременеет, решает рожать и бросает школу. Тем самым ломая собственную жизнь и осложняя жизнь своего ребенка, ибо какой из недоучившейся матери вырастет воспитатель и кормилец? Иными словами, американский закон вменяет взрослым вести себя предельно ответственно по отношению к детям и оберегать их. По меньшей мере, воздерживаться от половых связей с ними, сколь бы половозрелыми они ни казались, ибо считается, по умолчанию, что все взрослые в стране выступают в роли наставников подрастающего поколения.

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG