ПРАГА---В пятницу Исламская партия Азербайджана вновь напомнила о себе двумя акциями протеста. Первая прошла, как водится, в поселке Нардаран, где эта партия и была основана в 1991 году, вторая – перед посольством Израиля в Баку. Протестная акция была организована по случаю дня Кудса (это день солидарности с борьбой палестинцев против израильтян). Участники скандировали «Смерть – масонам!» и «Карабах – Азербайджану!» и готовились сжечь флаги США, Израиля, Великобритании и Армении. Полиция задержала 72 человека, которых отпустили в тот же день. Стоит ли воспринимать подобные акции всерьез? Учитывая, что карабахский вопрос, вынесенный на транспаранты, воспринимается как этнонациональная травма. Учитывая, что население Азербайджана чувствует разочарование в Западе, который не смог ему помочь выгодно решить эту проблему. Как в политический и социальный контекст Азербайджана вписывается нарастающий радикальный исламизм и не представляет ли он опасности для действующих властей на фоне деморализованной оппозиции? Об этом мы поговорили с политологом и активистом гражданского общества Зардуштом Ализаде.
Катерина Прокофьева: Зардушт, скажите, как воспринимаются такие лозунги рядовыми азербайджанцами?
Зардушт Ализаде: Во-первых, у нас гражданское общество делится на так называемую "демшизу", которая считает, что все, что делает Запад, включая Израиль, – это правильно, а все, что делает не-Запад, включая Израиль, – это плохо. Это я считаю демократической шизофренией, которая забывает о принципах демократии и либерализма, а конкретно, следует за символами, в качестве которых выступают США и Израиль, и в этом смысле вся так называемая демократическая оппозиция Азербайджана, т.е. интеллигенция, относится к демшизе. Есть и другая крайность – все, что делают США и Израиль, – это плохо, невзирая на то, что они делают: может, они делают правильно и делают то, что выгодно человечеству, людям и народам. В этом случае другая крайность – это исламская демшиза. Я хочу сказать, что в политической палитре Азербайджана Исламская партия Азербайджана не занимает какого-то достойного внимания места. Это маргинальная отсталая партия, которая не принимает активного участия в легальных демократических процессах Азербайджана. Те, кто такое участие принимает, тоже никакого результата не добивались, потому что эти процедуры абсолютно имитационные, планируются и форматируются со стороны президентского аппарата.
Что касается тех акций, которые проводила Исламская партия Азербайджана... До этого она провела мероприятие под названием «Карабах и Кудс (Иерусалим) – это одна беда», в которой я также принял участие в качестве выступающего. Это было невпечатляющее мероприятие. Исламисты Азербайджана подразделяются на тех, которые ориентируются на Саудовскую Аравию, на арабские страны, Турцию, и на тех, которые ориентируются на Иран. И еще есть, конечно же, официальный ислам, который ориентируется сугубо на власть, какой бы она ни была – коммунистическая, трайбовая, прозападная, пророссийская.
Теперь о попытках провести протестные акции перед посольством Израиля... Это акции, которые направлены на то, чтобы отбить те средства, которые эти исламские организации получают от стран-спонсоров, чтобы имитировать протест перед Израилем за оккупацию Иерусалима. В соответствии с фетвой имама Хомейни, который объявил один из пятничных дней месяца Рамадан днем солидарности с Иерусалимом и оккупированными исламскими землями, чтобы показать свою дееспособность, эти партии организуют некое мероприятие в Нардаране (оплоте исламистов в Азербайджане) и перед посольством Израиля, которое, естественно, очень быстро разогнали.
В принципе, ничего плохого в акциях против оккупированного Иерусалима нет, и в Европе это делают, не все приветствуют оккупационную политику Израиля, который с явными нарушениями международных законов проводит политику оккупации и заселения оккупированных палестинских земель. Это делают покровители и спонсоры Израиля. Но все равно – это все политические игры, и все понимают реальную цену всех этих протестов. Что касается протестов американского правительства против политики заселения оккупированных территорий и протестов, которые проводят арабские и мусульманские страны против политики заселения, то все это, конечно, политические игры. Все понимают, что это некие ритуалы, которые очень мало влияют на реальное течение событий.
Катерина Прокофьева: Я уточню по поводу специфики исламизма в Азербайджане: вы сказали, что, с одной стороны, это шииты с иранской направленностью, а с другой – салафиты с направленностью на Саудовскую Аравию и Катар...
Зардушт Ализаде: Я бы так однозначно не говорил, потому что не все шииты ориентируются на Иран. Они шииты по убеждению, и, может быть, им совсем не нравится иранский режим с его диктатом исламистов над всеми сферами жизни. Это шииты, которым, может быть, даже нравятся секуляристские государства с их устройством. Не все шииты Азербайджана ориентированы на Иран. Не стоит забывать, что большинство населения Азербайджана были шиитами, и не всегда они были ориентированы на Иран. К Ирану они, естественно, относятся с большой симпатией, как к братскому народу и единоверцам. Что касается салафитов, то их в Азербайджане мало, но они активны, они абсолютно антиинтеллектуальны, абсолютно слепо следуют фетвам новоявленного халифа Абу Бакр аль-Багдади, который, по моему убеждению, является агентом западных спецслужб, который проводит деструктивную политику в отношении всего исламского мира и современной культуры. Видимо, такой расклад сил и таковы указания, которые его шефы поставили перед ним. Я думаю, что в Азербайджане их мало, они активны, фанатичны, но мало влияют на общественное мнение Азербайджана, и в большинстве случаев они отторгаются большинством населения.
Катерина Прокофьева: Но на фоне той либеральной оппозиции, которая есть, насколько сегодня сильны именно религиозные оппозиционные организации?
Зардушт Ализаде: Когда в Азербайджане говорят о либерализме – это смешно. Азербайджан – типичное восточное постсоветское государство, народ выпестован в котле тоталитаризма, авторитаризма, а потом уже кланово-краевой мафиозной власти. Откуда они знают, что такое либерализм? Небольшая группа молодежи, наверное, читала книги по либерализму, правам человека, свободе и так далее. Да, они есть, но большинство населения к этому относится абсолютно индифферентно. На фоне слабости так называемой либеральной оппозиции исламисты, конечно, выглядят более грозной силой, они более многочисленны. Элементарно: я, например, иду мимо суннитской мечети в Ясамальском районе Баку и вижу, как на пятничный намаз (рядовую пятничную молитву) устремляются тысячи, тысячи людей – намного больше, чем на митинги, созываемые так называемой либеральной оппозицией Азербайджана. Мне, как одному из основателей и активных участников демократического движения в Азербайджане, горестно и горько – до чего мы докатились! На рядовую молитву собирается больше людей, чем на помпезно объявленные митинги, на которые мы мобилизуемся изо всех сил и на которые приходят максимум полторы тысячи человек, из них половина – работники спецслужб, которые держат под жестким контролем оппозицию. Это все потому, что нет драйва, перспективы, веры. Так называемая либеральная оппозиция Азербайджана растратила весь лимит доверия, который у нее был. Это произошло по многим причинам, в частности, по причине тесной связи с мафиозной элитой Азербайджана и по причине своего интеллектуального убожества. Салафиты, шииты или сунниты представляют примитивные, но очень понятные лозунги, которые объясняют для примитивного ума всю сложность современного мира.
Катерина Прокофьева: Я об этом и говорю. То есть можно считать, что такие радикальные течения представляют для азербайджанских властей сегодня опасность?
Зардушт Ализаде: Пока нет, и знаете почему? Потому что, предположим, салафитское крыло не самостоятельное, оно управляется из западных стран, которые, в свою очередь, управляются некими западными центрами. До тех пор, пока власти Азербайджана будут выполнять их указания, директивы и пожелания, они не получат указания дестабилизировать и свергать власть Азербайджана. Азербайджанская власть это прекрасно знает и очень тесно дружит с Эмиратами Персидского залива, и, по большому счету, выполняет просьбы Вашингтона, какого бы качества они ни были. Иран в отношении Азербайджана проводит очень настороженную политику, и пока нынешняя власть сама разрушает Азербайджан, Иран в эти дела не вмешивается. Сидит и наблюдает, как власти Азербайджана разрушают страну. Зачем вмешиваться и получать головную боль? Они сами выполняют эту задачу.
Катерина Прокофьева: Существует ли статистика, сколько человек в настоящее время примыкает к радикальным исламским течениям?
Зардушт Ализаде: У нас все это носит относительный характер и выражается одним словом – экспертные оценки. В советское время утверждалось, что 70 процентов населения Азербайджана – шииты, 30 – сунниты, сейчас, в годы независимости, говорят, что 60 – шииты, 40 – сунниты. Все это опять-таки экспертные оценки. Когда в мечети в одном из районов Азербайджана на пятничную молитву собиралось до пяти тысяч человек, естественно, мечеть всех не вмещала, и они со своими молитвенными ковриками занимали все окрестные улицы, движение парализовалось, и власти разогнали эту мечеть, взяли под полный контроль и ограничили ее действия. Я сам наблюдал, как несколько тысяч молодых мужчин приходят молиться в мечеть в Ясамальском районе – это означает, что между ними есть некая сетевая связь, некоторая координация, чисто религиозная, но если нужно будет, она станет и политической. Особенно в северных районах Азербайджана суннитские проповедники и организации очень активны и сильны. Некоторые продают все свои земли, дом, имущество и всей семьей переезжают жить под халифом в Сирию.
Катерина Прокофьева: В рядах «Исламского государства» есть граждане Азербайджана...
Зардушт Ализаде: Сотни азербайджанцев воюют под знаменами ИГИЛ. Некоторые из них возвращаются, их судят и сажают. Недавно был судебный процесс, и граждане Азербайджана, которые воевали в Сирии, были приговорены к длительным срокам. Некоторых исламистов из Азербайджана там казнили за неповиновение и за какие-то прегрешения.
Катерина Прокофьева: Я видела, что в разных источниках, в разных СМИ циркулирует мнение, что следующей целью «Исламского государства» может стать Азербайджан...
Зардушт Ализаде: Мне знакома эта информация, но, на мой взгляд, это глупость, потому что салафиты – это абсолютно управляемые марионетки, у них нет своей политики. Если им скажут: «фас!», они будут рвать и метать, но власть Азербайджана для тех, кто управляет этими салафитами, у них прекрасные связи и взаимопонимание, и они режим Ильхама Алиева свергать не будут. Ни арабские эмиры, которые с ним закадычные друзья, ни их хозяева с Запада, заказы которых Азербайджан, по большому счету, выполняет. Хотя они иногда напирают на права человека, не будем наивными, права человека – это не самоцель, а инструментальное сопровождение для достижения главных целей – экономической, политической, геополитической. С этой точки зрения Ильхам Алиев и его режим удобоварим и приемлем для Запада.
Радио «Эхо Кавказа»