Ссылки доступа

Дурной пример заразителен


В прошлом году также рассматривался вопрос о том, чтобы вынести оценку высказываниям Мовсисяна, который после голосования по ратификации армяно-российских соглашений вышел к журналистам, устроившим акцию протеста, и прокричал: «Уберите отсюда этих обезьян»
В прошлом году также рассматривался вопрос о том, чтобы вынести оценку высказываниям Мовсисяна, который после голосования по ратификации армяно-российских соглашений вышел к журналистам, устроившим акцию протеста, и прокричал: «Уберите отсюда этих обезьян»

ПРАГА---В Армении разгорелся политический скандал. Один из депутатов правящей партии Аракел Мовсисян вступил в защиту министра обороны страны, назвал его героем нации и пригрозил лично обезглавить и изнасиловать его обидчиков. Гнев депутата вызвала публикация в местной газете, где говорилось о причастности жены министра к гибели сына армянского предпринимателя. Рузанна Хачатрян, будучи за рулем автомобиля, попала в ДТП, в ходе которого погиб молодой человек. Супруга министра подала на издание в суд, обвинив его в клевете. В интернет-ролике Аракел Мовсисян заявил вот что: «Эти негодяи не так виноваты, как их отцы, которых нужно обязательно найти и обезглавить. Дай Бог, попадутся мне, я лично их обезглавлю. Боже упаси, если их поймаем, обязательно изнасилуем». Касалась ли эта угроза журналистки газеты «Грапарк» Сюзан Симонян, которая опубликовала статью, не уточняется. В любом случае реакция от армянской прессы последовала самая жесткая.

Руководитель Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Артур Сакунц подал на Мовсисяна жалобу в Генпрокуратуру. Он утверждает, что заявления депутата правящей партии являются уголовно наказуемыми. Как отреагирует Генпрокуратура, станет ясно в течение 10 дней. Комиссия по этике при парламенте Армении также знает о намерении депутата лично насиловать и обезглавливать, но пока ничего не предпринимает. Надо сказать, это не первый случай, когда комиссия по этике умывает руки. В прошлом году также рассматривался вопрос о том, чтобы вынести оценку высказываниям Мовсисяна, который после голосования по ратификации армяно-российских соглашений вышел к журналистам, устроившим акцию протеста, и прокричал: «Уберите отсюда этих обезьян».

Об этом инциденте и о нравах армянского парламента вообще мы говорим с политологом Рубеном Меграбяном, экспертом армянского Центра национальных и стратегических исследований.

Рубен Меграбян: Это, естественно, недопустимо, но, с другой стороны, это в определенной мере характеризует ряд самых одиозных персон, которые сейчас в номенклатуре власти занимают те или иные должности – будь то выборные или назначаемые. Время от времени такие персонажи становятся героями таких скандальных заявлений или поступков, которые порой выходят за рамки закона. К сожалению, правоохранительные органы страны, судебная власть в таких случаях проявляют селективный подход. Однако речь идет об уже ставшей обычной постсоветской практике, хорошо сформулированной лидером фашистской Италии Муссолини, что «друзьям – все, врагам – закон». Мы имеем дело не с единичным случаем, а с трендом.

Катерина Прокофьева: Я понимаю, что вы имеете в виду: это не первый случай, когда депутаты парламента позволяют себе подобные высказывания. Реакция сейчас последовала довольно резкая, то есть это значит, что это довольно непривычно для Армении?

Рубен Меграбян: Знаете, реакции и раньше были резкие, и раньше это воспринималось обществом как нечто неприемлемое. Но другое дело, как на такую реакцию реагировала сама власть – очень мягко, обтекаемо, а потом это все спускалось на тормозах и предавалось забвению. Посмотрим, как будет на этот раз.

Катерина Прокофьева: Мы привыкли, к примеру, что в украинской Думе бывают на заседаниях и рукоприкладство, и драки, хотелось бы немного сравнить и услышать от вас оценку уровня политической дискуссии в парламенте Армении. В Армении на каком уровне это находится?

Рубен Меграбян: В отличие от армянского парламента, украинская Верховная Рада все-таки легитимна. Указанные вами инциденты, когда ругаются между собой депутаты или дело доходит до рукоприкладства, следствие низкого уровня политической культуры, низкого уровня дискуссии. И все-таки депутаты то, что делают друг с другом, – делают друг с другом, и в этом плане обществу наносится в определенной мере моральный ущерб, но, во всяком случае, интересы самого общества грубейшим образом не попираются. Они все-таки не теряют понимания того, что в любом случае они подотчетны обществу, чего нельзя сказать о целой группе армянских депутатов, которые считают, что им все позволительно – они подотчетны только своему патрону, который обеспечил им место в списке представителей правящей партии. Они не считают своим долгом отчитываться обществу и обслуживать его интересы, к чему они, собственно, призваны и по Конституции, и по природе. Еще они за это получают зарплату за счет налогоплательщиков.

Если проводить параллели, то нужно проводить параллели не с украинской Радой, а больше с российской Госдумой. В ней есть всякие экзотические типы, а законодательная власть является всего лишь компостирующим органом всяких, порой даже самых бредовых решений исполнительной власти. Да, есть и могут быть отдельные голоса, они, несомненно, есть в армянском парламенте. Во всяком случае, это люди, которые в свое время проголосовали против вступления Армении в Евразийский союз и сейчас в штыки восприняли намерения российской компании чуть ли не на 50 процентов взвинтить цены на электроэнергию. Есть все-таки сопротивляющиеся силы в парламенте, но они, к сожалению, составляют подавляемое машиной голосования меньшинство. Есть также и агрессивно послушное большинство, которое особо не волнует, что там говорится, главное – вовремя и в нужном месте нажимать кнопки и вписаться в линию правящей партии, разными такими цирковыми номерами развлекать общество и не дать себя забыть.

Катерина Прокофьева: Если рассматривать лингвориторические параметры российской Госдумы, то именно в последнее время там преобладает такой пацанский лексикон – это высказывания и президента, и министра культуры, и различных депутатов. Влияет ли это как-то на Армению?

Рубен Меграбян: Конечно, влияет. Лучшие представители нашей власти видят в таких же лучших представителях российской власти своих старших братьев, и эта мода на них тоже, в общем-то, влияет в определенной мере. Да, такой пацанский лексикон и манеры поведения тоже, конечно, глубоко въелись в депутатский корпус армянского парламента, главным образом в часть правящей партии, к сожалению. Той части, которая формально не примыкает к правящей партии, но она там представляет олигархические структуры.

Катерина Прокофьева: То есть, если это не отдельный депутат – бывший боксер, который на таком примитивном, манипулятивном уровне общается, если это тренд, то сравните сегодня и пару лет назад, пять лет назад, какова тенденция?

Рубен Меграбян: Сейчас наблюдается рост гражданского самосознания в Армении, что тоже, несомненно, есть такой параллельный тренд. Вместе с этим еще и пресса у нас свободная, которая ничем себя не ограничивает, чтобы своими публикациями вынести моральные оценки таким выходкам. Поэтому это им причиняет определенный дискомфорт, они стараются не нарываться, и такие словесные инциденты продолжают иметь место быть. Но, конечно, они становятся реже, чего нельзя сказать о российской Госдуме, потому что там сразу видно, что градус дури может подняться аж до бесконечности, так как это поощряется исполнительной властью. Здесь все-таки исполнительная власть одергивает этих типов, конечно, их прикрывает, но в то же время, судя по публикациям в прессе со ссылкой на хорошо осведомленные источники, исполнительная власть все-таки к этому подходит осторожно, потому что в глазах общества это дискредитирует всю систему власти, и это их не устраивает. Председатель парламента сказал, что как бы не нужно воспринимать слова Мовсисяна всерьез, а нужно воспринять это все только в иносказательном смысле.

Радио «Эхо Кавказа»

XS
SM
MD
LG