Ссылки доступа

«Режим не меняется, меняется народ»


Рауль Кастро и Барак Обама в Панаме. 11 апреля 2015 года
Рауль Кастро и Барак Обама в Панаме. 11 апреля 2015 года

Итоги первых за более чем 50 лет прямых двусторонних переговоров лидеров Соединенных Штатов и Кубы, ставших главным событием "Саммита Америк" в Панаме в минувшие выходные, можно сформулировать одной фразой: "стороны согласились, что не согласны по некоторым вопросам". Однако надежда на скорую полную нормализацию отношений Вашингтона и Гаваны сохраняется. Многочисленные кубинские диаспоры в США и в Испании "историческое" рукопожатие в Панаме президента США Барака Обамы и председателя Госсовета Кубы Рауля Кастро воспринимает по-разному - одни считают, что отныне для их родины начнется новый этап, другие полагают, что суть кубинского режима не изменится.

На саммите в Панаме Барак Обама отметил, что его страна не собирается "оставаться в плену прошлого":

- Это, несомненно, историческая встреча. Очевидно, что отношения США и Кубы складывались очень сложно, в течение многих лет развивалось взаимное недоверие. Но контакты между американским и кубинским правительством, в последние месяцы и в декабре прошлого года, стали основой для того, чтобы я и президент Кастро могли объявить сегодня о серьезных изменениях в политике и в отношениях между нашими странами.

Вообще в Панаме Бараку Обаме пришлось столкнуться с резкой критикой в адрес Соединенных Штатов, в частности, со стороны выступавшего перед ним президента Эквадора Рафаэля Корреа. "Мне всегда нравится выслушивать уроки истории, которые мне преподают здесь, - иронично заметил Обама, добавив, однако: "Я первый, кто готов признать, что подход Америки к вопросам соблюдения прав человека не всегда был последовательным".

Барак Обама на саммите в Панаме. 9 апреля
Барак Обама на саммите в Панаме. 9 апреля

В своей речи Рауль Кастро, выступавший после президента США, назвал Обаму " честным человеком":

- Я думаю, что мы добьемся своего, если, как сказал президент Обама, будем уважать идеи друг друга. В чем-то мы можем друг друга убедить, в чем-то не можем. Говоря, что я согласен с тем, что сказал президент, я добавлю, что мы согласились не соглашаться. Никто не должен питать иллюзий. У нас много различий, это правда. История взаимоотношений наших стран очень сложна, но мы хотим добиться прогресса, как об этом говорил и господин президент.

Речь Рауля Кастро вначале изобиловала пассажами о войне Кубы за независимость, но затем произошло неожиданное – кубинский президент извинился перед Обамой за то, что "так эмоционально" говорит о революционной эпохе. Поясняя свои слова, Кастро сказал, что американский президент, который значительно моложе него, не несет ответственности за то, что случилось до прихода Обамы к власти. "В отличие от предшественников нынешнего американского президента", добавил Кастро.

Николас Мадуро, президент Венесуэлы, против которой США недавно ввели санкции за подавление оппозиции, был среди тех, кто обрушился на Соединенные Штаты с яростной критикой. В то же время речь Мадуро была менее резкой, чем ожидалось, и содержала слова о том, что Барак Обама "не Джордж Буш" – ремарку, аналогичную по смыслу той, с которой выступил Рауль Кастро. Обама, в свою очередь, на пленарном заседании Форума Гражданского общества, проводившегося в рамках саммита сказал следующее:

Барак Обама и Рауль Кастро перед церемонией открытия "Саммита Америк" в Панаме. 9 апреля
Барак Обама и Рауль Кастро перед церемонией открытия "Саммита Америк" в Панаме. 9 апреля

- Мы с уважением относимся к различиям между нашими странами. Время, когда наша политика в этом полушарии так часто подразумевала безнаказанное вмешательство Соединенных Штатов в чужие дела, это время ушло в прошлое.

Более того, Белый Дом подтвердил факт состоявшейся в кулуарах саммита двусторонней встречи Обамы и Мадуро, в ходе которой они обменялись несколькими репликами и рукопожатием. Однако отмены санкций Мадуро не добился. Как и не было публично объявлено об исключении Кубы из числа стран-спонсоров терроризма.

Наиболее активно действующая в Испании организация кубинских иммигрантов под названием "За немедленную демократию на Кубе" в понедельник 13 апреля опубликовала заявление, в котором осудила американо-кубинское сближение и отмену антикубинских санкций. По мнению оппозиционеров из этой организации, "США, восстанавливая отношения с обреченным на скорую гибель режимом братьев Кастро, делают этому режиму поблажки, что может продлить его жизнь". Один из руководителей "За немедленную демократию на Кубе" Ригоберто Карселер заявил в интервью Радио Свобода, что будущее его страны должно решаться без какого-либо внешнего вмешательства:

- Будущее Кубы принадлежит оппозиции. Оно зависит от нас. Мы не согласны с тем, что наше будущее пытаются решить Рауль Кастро, Барак Обама или Европейский Союз. Судьба Кубы должна находиться в руках народа.

Впрочем, рядовые члены организации кубинских иммигрантов в разговоре с прессой по отношению к новому этапу американо-кубинских отношений настроены не столь радикально. Вот, к примеру, высказывание Юмьеля Хакомино:

- Думаю, что нам все же надо проявить открытость и понимание, хотя и не демонстрировать особого энтузиазма. Ведь режим пока не заявляет, что намерен меняться. И даже, наоборот, он настаивает на том, что не будет ничего менять.

Рауль Кастро прибывает на "Саммит Америк" в Панаме. 9 апреля
Рауль Кастро прибывает на "Саммит Америк" в Панаме. 9 апреля

Еще одна активистка "За немедленную демократию на Кубе" Мария Анхелес Тальет вообще считает, что никаких предварительных выводов сегодня делать не стоит. Она уверена, что администрация США будет вести диалог не только с нынешними властями Кубы, но и с оппозицией и, в конце концов, добьется от режима значительных уступок:

- Очень важно, чтобы американцы встречались с диссидентами, чтобы на всех переговорах присутствовало бы наше мнение, чтобы с нами велся диалог.

Живущий в Мадриде кубинский журналист и бывший политзаключенный Алехандро Гонсалес Рага считает, что любое восстановление отношений между Кубой и США следует приветствовать. Однако, по его мнению, американская администрация должна была бы более настойчиво требовать уступок со стороны режима в Гаване - соблюдения прав человека и восстановления гражданских свобод. Он добавляет, что подобная тактика на переговорах потребовала бы больше времени:

- Мне не нравится, что все произошло слишком быстро. Спешка объясняется тем, что срок пребывания на президентском посту у Обамы заканчивается, и он хотел побыстрее закрыть тему. А Рауля Кастро "поджимает" экономический кризис на Кубе. Однако будем надеяться на позитивный исход. Ведь, хотя режим на Кубе пока не меняется – меняется кубинский народ. Уверен, что под влиянием обстоятельств, и, в частности, под нажимом США, кубинские власти рано или поздно пойдут на открытый политический диалог со всеми кубинцами.

Оптимистично настроена по отношению к американо-кубинским договоренностям и руководитель действующей в Мадриде неправительственной организации, "Наблюдательного совета по соблюдению прав человека на Кубе", Элена Ларинага. Тем не менее, она полагает, что мировое сообщество должно продолжать оказывать давление на кубинский режим:

- Я понимаю людей, которые разочарованы американо-кубинскими договоренностями, поскольку им пришлось пережить много горя. Моей семье тоже досталось немало. Однако, нам всем надо двигаться вперед. Ну а западным демократиям я хотела бы сказать, чтобы они по-прежнему оказывали бы давление на кубинский режим. Ведь мы, кубинцы, стремимся жить в условиях демократии, как и большинство народов мира.

Хотя режим на Кубе пока не меняется – меняется кубинский народ

Что же касается основной массы 120-тысячной кубинской диаспоры в Испании, то она, судя по данным испанских социологов, встретила американо-кубинские договоренности с большим энтузиазмом. Люди связывают с этим событием неизбежные изменения режима – его большую открытость внешнему миру, улучшения в экономике и, в конечном счете, возможность вернуться из иммиграции на родину. Алехандро Санаме, рабочий:

- Если американцы действительно отменят блокаду, то я подумаю о возвращении на Кубу.

Так же настроена и Дебора Домингес, жена кубинского политического узника. Она полагает, что сближение с США рано или поздно приведет к политическим изменениям на Кубе, что ее семья воссоединится и ее дети смогут учиться на родине:

- Мне хотелось бы воспитывать детей на родине, чтобы они жили в полноценной семье, и чтобы они, наконец, обрели отца, с которым их разлучила судьба.

Организация "За немедленную демократию на Кубе" отныне планирует проводить протестные пикеты не только у посольства Гаваны в Мадриде, что она делала в последние 10 лет, но и у дипломатической миссии США. Правда, участников этих пикетов, по признанию их организаторов, ожидается не много – максимум 10 человек.

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG