Саудовская Аравия, встав во главе коалиции мусульманских стран, где у власти находятся суннитские монархи и правители, начала в охваченном гражданской войной Йемене военную операцию против фактически захватившей здесь власть группировки повстанцев-хуситов, поддерживаемых шиитским Ираном. Внутренний йеменский конфликт сегодня может стать причиной резкого обострения обстановки во всем регионе и поставить под угрозу поставки всей ближневосточной нефти на западные и азиатские рынки – что немедленно отразилось на росте мировых цен на нефть.
Военно-воздушные силы Саудовской Аравии продолжают наносить массированные удары по йеменской столице Сане, крупнейшему порту Аден и другим селениям и объектам на территории Йемена, захваченным военизированной группировкой хуситов, состоящей из представителей местных племен, исповедующих так называемый зейдитский шиизм. Саудовские власти заявили о создании под своим руководством, после консультаций с США, международной коалиции "для наведения порядка" в Йемене, в которую вошли также Египет, Иордания, Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт, Катар, Бахрейн, Марокко и Судан. Вашингтон уже пообещал Эр-Рияду политическую, информационную и техническую поддержку, хотя американские вооруженные силы никакого участия в операции принимать не будут.
Военно-политическая нестабильность в Йемене продолжается с 2011 года, после ухода в отставку после массовых антиправительственных выступлений, считающихся частью "арабской весны", правившего много лет президента Али Абдаллы Салеха. Последние три года страной формально правил новый президент Абд Раббу Мансур Хади, объявивший себя союзником Запада в борьбе с международным терроризмом, однако фактически в Йемене все время царил хаос – на его территории действовали и сражались между собой десятки вооруженных группировок разного калибра, сформированных по национально-религиозному и идеологическому принципам, в том числе террористы "Аль-Каиды", "Исламского государства" и "Ансар аш-Шариа".
С середины 2014 года в Йемене начались столкновения с правительственными войсками и всеми другими группировками отрядов хуситов, резко усиливших свое влияние при помощи Тегерана и выступающих под лозунгами "защиты шиитов от суннитского давления". Они требуют автономии для северных горных районов страны, населенных преимущественно шиитами, хотя большинство населения Йемена исповедует ислам суннитского толка. В январе 2015 года хуситы захватили столицу Сану, распустили парламент и правительство, а президент Хади, сперва из-за угроз подавший в отставку, бежал и до последнего времени укрывался в южном портовом городе Аден.
В ночь на 26 марта на сторону хуситов перешла большая часть правительственной армии. Мятежники захватили международный аэропорт, морской порт и президентский дворец "Эль-Маашик", однако немногие войска, верные президенту, после тяжелых боев сумели вновь взять часть города под контроль. Глава государства Мансур Хади, как стало известно вечером 26 марта, с помощью саудовских спецназовцев перебрался в Эр-Рияд.
Министр иностранных дел Йемена Риад Яссин еще до мятежа йеменских военных обратился в среду в египетском городе Шарм-эш-Шейх к главам всех арабских стран с просьбой о срочной помощи, после чего Саудовская Аравия официально и решила начать атаки на позиции хуситов:
– К врагам Йемена относятся не только хуситы, бывший президент Али Абдула Салех и Иран – против нас играет время, оно не на нашей стороне. Я скажу прямо – еще есть возможность быстро ввести иностранные войска, чтобы спасти Йемен от неизвестности, от гражданской войны и от превращения его в иранский протекторат, граничащий с Саудовской Аравией. Потому что потом Иран возьмет под контроль Баб-эль-Мандебский пролив. Гораздо лучше и дешевле для всех будет вмешаться сейчас. Если мы опоздаем, они завладеют Йеменом и выдавить их оттуда будет очень сложно!
Представитель движения хуситов в интервью телеканалу "Аль-Джазира" сообщил о сотнях жертв в результате бомбежек и назвал действия Саудовской Аравии объявлением войны. Очевидцы сообщают о сильных разрушениях в йеменских городах. В налетах участвуют около 100 саудовских истребителей-бомбардировщиков, кроме того, к границе с Йеменом стягиваются саудовские танки, артиллерия и сухопутные войска, в общей сложности не менее 150 тысяч человек, и операция в любой момент может перейти в наземную стадию.
Сегодня Саудовская Аравия всерьез опасается перетекания нынешнего йеменского конфликта, превратившегося в гражданскую войну и, по ее мнению, инспирированного Ираном, на ее собственную территорию, в южные и восточные области королевства, где также велик процент шиитов – и где расположены самые перспективные и богатейшие запасы нефти.
Посол Саудовской Аравии в США Адель аль-Джубейр от имени своего монарха Салмана и правительства заявил: "Падение Йемена в хаос – неприемлемо для нас и наших партнеров по коалиции", добавив, что целью операции является "защита законного правительства страны", возглавляемого президентом Мансуром Хади. Он также отметил, что воздушные удары могут наноситься по целям в любой части Йемена:
– Это решение далось нам нелегко. Мы всесторонне обдумали возможные последствия и долго и тщательно консультировались со многими нашими союзниками по всему миру, особенно и в первую очередь – с Соединенными Штатами. Мы сделаем все возможное, чтобы защитить законное правительство Йемена от любой угрозы, и со стороны местных группировок, и извне. Возникла ситуация, в которой незаконные вооруженные отряды могут получить контроль над баллистическими ракетами, над тяжелым вооружением, над военно-воздушными силами. Насколько я помню историю, еще не бывало, чтобы какие-либо нелегальные полувоенные формирования владели боевыми самолетами! Это очень опасный прецедент, и мы должны сделать все, чтобы защитить йеменский народ и его законных правителей. Могу сказать, что на территории Саудовской Аравии уже дислоцированы части ВВС других государств, и еще многие скоро прибудут в наше королевство, чтобы также участвовать в этой операции.
Объединенные Арабские Эмираты отправили в помощь Саудовской Аравии для участия в операции в Йемене 30 военных самолетов, по 15 самолетов предоставили Бахрейн и Кувейт, 10 - Катар, Иордания и Марокко – по 6, Судан - 3. Днем 26 марта слова саудовского посла в США об участии других арабских государств в операции в Йемене подтвердили Генеральный секретарь Лиги арабских государств Набиль аль-Араби, а также министр иностранных дел Египта Самих Шукри:
– Откликнуться на призыв о помощи со стороны йеменского президента Мансура Хади было нашим долгом. Египет заявляет о политической и военной поддержке законных властей Йемена и о решении присоединиться к силам коалиции, с привлечением наших военно-воздушных и военно-морских сил, а также и сухопутных войск, если в этом возникнет необходимость. На Египте всегда лежала историческая ответственность за поддержание общей безопасности в арабском мире.
Государственный секретарь США Джон Керри заявил в четверг, что Вашингтон всячески приветствует начало международной военной операции против группировки хуситов в Йемене. Соединенные Штаты, по мнению Белого дома, должны оказывать помощь арабским странам, решившим покончить с экстремистами, которые намерены использовать Йемен как убежище и, потенциально, готовить удары по государствам Запада.
Одновременно с резким осуждением действий Саудовской Аравии и ее "суннитских" союзников в Йемене, как и ожидалось, выступил ее главный соперник в мусульманском мире – шиитский Иран. Глава иранского внешнеполитического ведомства Джавад Зариф при этом заявил, что Тегеран никогда не оказывал никакой военной либо финансовой поддержки йеменским хуситам:
– Военная операция, особенно вооруженное вторжение, подготовленное и осуществленное из-за пределов Йемена, не принесет никаких результатов, кроме кровавой бойни, страданий и массовой гибели йеменских граждан.
Известия о начале военной операции Саудовской Аравии в Йемене и вероятность того, что это государство может стать причиной и площадкой для открытого вооруженного конфликта саудовского королевства с Ираном, мгновенно отразились на ценах на нефть на мировых рынках, резко пошедших вверх. Все поставки нефти из стран Персидского залива морскими танкерами в Европу осуществляются через два узких пролива – Ормузский, между Ираном и Аравийским полуостровом, и Баб-эль-Мандебский, между Йеменом и Африкой. Оба этих пролива, всегда имевшие стратегическое значение для мировой экономики (и крайне уязвимые с военной точки зрения), сегодня теоретически могут стать ареной боевых действий.
Радио Свобода