Опросы общественного мнения в России и на Украине показывают: жители двух государств все хуже воспринимают друг друга. Сейчас к юго-западному соседу плохо относятся почти две трети россиян. Этим же отвечают около половины жителей Украины, которые все меньше и меньше хотят "дружбы с россиянами". Как отмечают социологи, испортить хорошее отношение украинцев к России не могли даже "газовые войны". В прошлом году это наконец получилось.
Две исследовательских компании – "Левада-центр" в Москве и Киевский международный институт социологии – обнародовали свежие данные последних опросов. Они показывают рост негативного отношения друг к другу россиян и украинцев. Если в феврале 2014 года "закрыться границами" хотели 15% жителей Украины, то по последним данным – ровно 50%. В России этот показатель за последний год вырос с 19% до 32%.
Социологи с обеих сторон ставили вопрос: "Как вы в целом сейчас относитесь к соседней стране (России/Украине)?"
В конце 2013 года данные этого исследования были таковы: "хорошо" или "очень хорошо" про Россию сказали 82% украинцев. Среди россиян про Украину – 69%. Негативных отзывов было соответственно 10% и 22%.
Последний опрос показал совсем другие результаты. Среди украинцев ответили "хорошо" или "очень хорошо" 36,5% опрошенных, среди россиян – 24%. О своем негативном отношении рассказали 47,5% украинцев и 63% (то есть почти две трети) жителей России.
По словам московских социологов, это укладывается в общую тенденцию, свойственную россиянам все последние месяцы и в отношении большинства других государств. Ровно так же рухнули симпатии к Европе (ее теперь не любит 71% жителей) и окончательно иссякли к Соединенным Штатам – с рейтингом нелюбви в 81%.
Как говорит руководитель отдела социально-политических исследований "Левада-центра" Наталия Зоркая, некоторые из европейских стран за последний год впервые попали в список "врагов":
Впервые во враги в связи с украинскими событиями и санкциями попали Германия и Франция. Германия раньше занимала 1-е место среди европейских стран-друзей
– Всегда, когда мы замеряли отношение к Евросоюзу, оно было более-менее ровным и относительно положительным. В этом году впервые оно резко упало в негативную сторону, чего не было раньше, на протяжении всех наших исследований. Мы обычно задаем вопрос: "Какие страны – друзья, а какие страны – враги у России?" Впервые во враги в связи с украинскими событиями и санкциями попали Германия и Франция. Германия раньше занимала 1-е место среди европейских стран-друзей. То есть картина резко перевернулась. Очевидно, начиная с прихода Владимира Путина, затем его мюнхенской речи, пошло возрождение риторики "поисков врага", "окруженной крепости", антизападных настроений; стремление подчинить своим интересам или, по крайней мере, влиять на территории бывших республик Советского Союза. Все это сказывалось в российском общественном мнении. Россияне все больше развивали в себе тот же комплекс враждебности к внешнему миру, который был очень присущ советскому обществу. Для России это такой комплекс, который позволяет уйти от понимания проблем, происходящих внутри страны. Это перенос вины и ответственности за то, что происходит, вовне. Виноваты внешние силы – Америка, Запад, сейчас виновата Украина, которая стала так враждебно относиться к России. А украинцы – у них никогда такого имперского, великодержавного комплекса не было. Это в среднем гораздо более толерантный, терпимый народ, поэтому у них реакция обычно гораздо более спокойная, взвешенная. Продолжительное время – уже после начала нынешнего конфликта – украинцы все равно относились к России спокойнее и дружелюбнее.
Судя по данным последних лет, украинцы действительно всегда относились к восточному соседу лучше, чем он к ним. И в 2008-м, и в 2010-м, и в 2012-м уровень поддержки России не бывал меньше восьмидесяти процентов, порой даже превышая 90%. Большой сосед таким отношением Украину никогда не одаривал – в среднем говорили о своем расположении 65-70% опрошенных.
Перед нынешним "провалом" был еще один, зимой 2008-2009 годов, причем наблюдался он лишь с одной стороны. Это было время "газовой войны", когда Украину стали отключать от поставок российского топлива. Одновременно ее стали не любить или очень не любить до 60% россиян, тогда как в соседней стране антироссийские настроения даже в холодных квартирах оставались близкими к нулю (от четырех до шести процентов).
Понадобились аннексия Крыма и конфликт в Донбассе, чтобы наконец добиться ответной нелюбви украинцев. Теперь, по словам социолога, сотрудника Киевского международного института социологии Максима Енина, на западе Украины о хорошем отношении к Российской Федерации говорят лишь 19,3% респондентов, в центре таких около 29%, на юге и востоке – между 50 и 51%, хотя раньше было подавляющее большинство. И, похоже, это ухудшение продолжится.
За три месяца, между сентябрем и декабрем, больше чем на 30% уменьшилось число позитивно настроенных к России респондентов даже на востоке Украины
– Я специально посмотрел данные с 2000 года. Так вот, всегда была видна устойчивая тенденция роста симпатий к России. Вариант ответа, что нужно устанавливать связи в первую очередь с развитыми странами Запада, на протяжении этих лет терял свою значимость. Например, по НАТО – сейчас есть устойчивая тенденция роста симпатий украинцев к этому блоку, в то время как в том же 2006 году уровень поддержки идеи вступления Украины в НАТО был на уровне 12–14%, по разным социологическим данным. Кроме того, сейчас за три месяца между двумя исследованиями, между сентябрем и декабрем, больше чем на 30% уменьшилось число позитивно настроенных к России респондентов даже на востоке Украины. Думаю, что здесь имеет место некое разочарование жителей востока Украины последствиями событий, которые у них имели место. Никто не думал, что сепаратистские движения, которые появятся на востоке, приведут к настолько большому экономическому хаосу, разрушению инфраструктуры Донбасса. Кроме того, жители востока Украины увидели целую серию специальных социальных технологий, которые применялись для того, чтобы раскачать лодку гражданского противостояния внутри Украины, – говорит Максим Енин.
Вплоть до 2014 года даже вариант объединения двух государств не казался фантастикой: с обеих сторон число желавших этого доходило до 20%. События последнего времени свели эти настроения почти до уровня статистической погрешности: 3% на Украине и 7% – в России. Один из самых очевидных выводов, который можно сделать, анализируя статистику опросов всех последних лет, неоднократно, хоть и неофициально, звучал среди социологов: заставить Украину разлюбить соседа смогла только необъявленная война.
Радио Свобода