Несмотря на то, что после уничтожения армян в Османской империи в 1915 году, которое по убеждению многих было геноцидом, прошел ровно век, эти события остаются свежи в памяти армян, сплачивают их по всему миру, влияют на идентификацию современной Турции и ее политику и на протяжении многих лет привлекают внимание многих американских политических деятелей.
Такой аннотацией Вашингтонский Фонд Карнеги на своей официальной интернет-странице представляет новую книгу британского журналиста, старшего научного сотрудника по Кавказу Фонда Карнеги Томаса де Ваала, посвященную Геноциду армян в Османской империи 1915 года.
Презентацию книги открыла председатель учреждения Джессика Мэтьюс, которая приходится правнучкой Генри Моргентау, работавшему послом США в Османской империи в те годы.
Мэтьюс отметила, что эта книга де Ваала по названием «Великое бедствие: армяне и турки в тени Геноцида» – не исторический очерк, а исследование того, как эти события влияют на армян и турок.
«Я тоже называю эти события Геноцидом армян», - на презентации своей книги сказал де Ваал, отметив, что именно этот термин становится предметом самых серьезных разногласий и противоречий на политических трибунах.
«Геноцид – проблематичное слово, и выбран не самый лучший термин. Однако я встаю рядом с теми, кто называет это Геноцидом армян», – сказал аналитик.
Он напомнил, что это слово вошло в употребление через 30 лет после Великой резни и книга Рафаэля Лемкина о Геноциде впервые была опубликована в 1944 году именно в Фонде Карнеги.
По словам де Ваала, Конвенция ООН о предупреждении преступления геноцида не удовлетворила значительную часть армян, не смиряющихся с мыслью о том, что в документе говорится лишь о предотвращении геноцидов в будущем.
Эксперт рассказал о демонстрации, проведенной в Ереване в 1965 году, высказался о двух основанных в 1970-е годы армянских террористических организациях и выразил мнение, что через несколько месяцев после употребления в 1981 году словосочетания «Геноцид армян» президент США Рональд Рейган отказался от применения этого выражения также по причине терактов в отношении турецких дипломатов.
Аналитик высказался и о первом посткемалистском правительстве Турции, действующем с 2002 года, когда турецкие историки получили определенную свободу в изучении данного вопроса.
«Хотя армяне не были полностью довольны прошлогодним соболезнованием со стороны премьер-министра Турции, следует подчеркнуть то обстоятельство, что Турция впервые выступила с такими словами», – сказал де Ваал, добавив, однако, что сейчас он менее оптимистичен из-за регресса в демократизации Турции.
Кроме того, отвечая на вопрос одного из сотрудников посольства Азербайджана, аналитик заявил, что закрытие Турцией и Азербайджаном границ с Арменией ни в коем случае не исходит из интересов какой-либо из сторон: «Любая попытка изоляции Армении еще сильнее толкает ее в сторону России, что не должно вытекать, к примеру, из интересов решения армяно-азербайджанского конфликта».
Возвращаясь к своей книге, Томас де Ваал в качестве резюме сказал: «Я сам применяю выражение «Геноцид армян», считая, однако, что это выражение несет в себе ограничения».
Он напомнил слова о том, что для решения этого вопроса 100 лет для турок очень мало, а для армян – слишком поздно.
«Вся проблема в этом», - заключил де Ваал.
Арам Ванецян, «Голос Америки»