Первые шесть месяцев 2015 года обязанности страны-председателя Европейского союза исполняет Латвия. Полугодичную ротацию 28 членов ЕС, поочередно занимающих председательское кресло, можно считать чем-то вроде ритуала, призванного подчеркнуть единство и равенство европейских стран. Однако, помимо символического, в этой ротации есть и политический смысл – и Латвия в ближайшие полгода намерена это подтвердить. Во всяком случае, так полагают многие в этой стране.
Среди основных событий и задач, которые придутся на период латвийского председательства в ЕС, – проведение саммита "Восточного партнерства" в Риге, координация действий стран ЕС в отношении России и укрепление связей Евросоюза с государствами Центральной Азии.
Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич в интервью Радио Свобода отметил:
– Думаю, что саммит "Восточного партнерства" в Риге даст ясный сигнал: Евросоюз продолжает активно развивать сотрудничество со своими восточными соседями, как и раньше. Члены "Восточного партнерства" отличаются друг от друга – это шесть стран с различными уровнями амбиций в том, что касается сотрудничества с ЕС. Неодинакова и их внутренняя политика. Тем, кто более активно стремится к интеграции, мы можем помогать в большей мере. Но и с теми, кто не стремится к интенсивному сближению, Евросоюз может развивать особые, приспособленные к специфике данных стран отношения. Конечно, в идеале я хотел бы видеть также либерализацию визового режима между ЕС и по меньшей мере одной из стран "Восточного партнерства".
– На период председательства Латвии в ЕС неизбежно придутся оживленные дискуссии о режиме санкций против России. Он должен быть в марте прекращен или продлен. Вы думаете, его продление возможно?
– Наша позиция ясна. Если на востоке Украины произойдут позитивные изменения, если перемирие будет соблюдаться, минские соглашения – выполняться, Евросоюз рассмотрит возможность смягчения или снятия санкций. Если же ситуация будет ухудшаться, напряжение – нарастать, то, конечно, мы должны быть готовы укреплять свои позиции, а значит, возможно и введение новых санкций. Многое будет зависеть от предстоящих недель и месяцев. Сейчас я не хотел бы спекулировать о том, какой будет ситуация в марте. Но думаю, что в целом позиция большинства стран ЕС примерно такова, как я описал.
– Как вы считаете, должен ли ЕС разработать специальную медиастратегию, в том числе касающуюся стран "Восточного партнерства", чтобы противостоять агрессивной российской пропаганде, которую мы наблюдаем с начала украинского кризиса?
Латвия – один из сторонников создания общеевропейского телеканала, не похожего, однако, ни на Euronews, ни на, скажем, Русскую службу Би-би-си
– Да, я думаю, Евросоюзу нужно реагировать. Мы уже какое-то время обсуждаем эту тему в рамках совета министров иностранных дел стран ЕС. На мой взгляд, нужна координация этих усилий в рамках Евросоюза, например, создание какого-то телеканала, но также и развлекательных и иных программ, адресованных для начала русским и русскоязычным общинам в странах ЕС. Это ведь не только Латвия и Эстония с их крупными русскоязычными меньшинствами, но и множество других стран, где в последнее время растет число выходцев из России, – это Бельгия, Германия, Великобритания… Я думаю, что к этим людям надо обращаться. Латвия – один из сторонников создания общеевропейского телеканала, не похожего, однако, ни на Euronews, ни на, скажем, Русскую службу Би-би-си. Это новостные программы, основанные на фактах, и какая-то развлекательная составляющая. Не нужно обширных комментариев или чего-то вроде того, что мы видим на каналах типа Russia Today. С таким представлением пока согласны не все в ЕС, но за последние месяцы, насколько я могу судить, число сторонников этой идеи растет, – отмечает министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич.
Латвийский журналист и политолог Алекс Григорьевс не ожидает от председательства своей страны в ЕС каких-то крупных прорывов:
– Латвия скорее стремится держать марку, быть на уровне. Задач превратить это председательство во что-то блестящее не ставилось – во всяком случае я такой риторики не слышал. Хотя воспользоваться этим для демонстрации каких-то своих достижений, культурных богатств можно. Например, сам офис президентуры расположен в только что построенной Национальной библиотеке. Это здание проектировал знаменитый американский архитектор латышского происхождения Гуннар Биркетс, проект – его подарок Латвии. Приоритетов же у латвийского председательства будет столько, что трудно представить себе, что за полгода удастся все их охватить одинаковым вниманием. Это даже если ничего экстраординарного не произойдет.
– В адрес Италии, предшественницы Латвии в ранге страны-председателя ЕС, звучали упреки в излишней мягкости по отношению к агрессивной политике Кремля на Украине. С Латвией все будет наоборот?
– Я думаю, что вряд ли будут какие-то резкие изменения. Да, конечно, "Восточное партнерство" – один из приоритетов Латвии, и здесь можно ожидать какого-то оживления. Но вообще в том, что касается председательства в ЕС, преемственность очень важна. Уже сейчас в Риге проходят совещания в формате "тройки" – Италия, Латвия и Люксембург, то есть наш предшественник и преемник в этом статусе.
– А какие политические процессы происходят сейчас в самой Латвии? В 2014 году прошли парламентские выборы – на их исход украинский кризис оказал какое-то влияние?
На востоке Европы иногда приходится расхлебывать кашу, заваренную в других местах
– Оказал, но разнонаправленное. С одной стороны, партия "Согласие" мэра Риги Нила Ушакова, которую иногда называют пророссийской, осталась крупнейшей из представленных в парламенте – хотя и потеряла несколько депутатских мест. С другой – в Сейм пришли две новые партии, "От сердца для Латвии" и Латвийская ассоциация регионов. Пока не совсем понятно, кто за ними стоит, – по меньшей мере об одной из них появлялись спекуляции, будто она может быть связана с Москвой. При этом правящая коалиция практически не изменилась, она состоит из правоцентристской партии "Единство" во главе с премьер-министром Лаймдотой Страуюмой, националистов и Союза зеленых и крестьян. Стиль премьера, да и всей коалиции – "не навредить", они стремятся править без резких изменений, за что оппозиция обвиняет ее в "застое". В этих условиях резких шагов, в том числе и связанных с нашим председательством в ЕС, ждать не приходится. Однако есть большое "но": прошедший год показал, что на востоке Европы иногда приходится расхлебывать кашу, заваренную в других местах, – считает латвийский журналист и политолог Алекс Григорьевс.
Радио Свобода