Ссылки доступа

Веретено крутится в другую сторону


Владимир Путин в Милане
Владимир Путин в Милане

В Италии состоялся двухдневный саммит "Азия-Европа" (ASEM), где главное внимание было приковано к украинскому вопросу. Переговоры в рамках этого форума в Милане президентов Украины и России Петра Порошенко и Владимира Путина не принесли какого-либо серьезного прорыва, и, соответственно, утверждать об установлении в ближайшее время прочного мира на востоке Украины не приходится.

17 октября на полях миланского саммита состоялись три встречи российского и украинского лидеров, две – с участием европейских лидеров и одна – тет-а-тет. Порошенко и Путин, как подчеркивается в официальных сообщениях, выразили уверенность в необходимости выполнения всех двенадцати пунктов Минского меморандума об урегулировании конфликта на востоке Украины. Однако на самом деле хозяин Кремля по-прежнему не намерен ни выводить российские подразделения с Донбасса, ни обеспечивать надежный контроль на границе с Украиной.

Как отмечает руководитель компании Berta Communications, политтехнолог Тарас Березовец, миланские переговоры показали, что Путин, называющий санкции ЕС шантажом, а снижение цены на нефть – мировым заговором против России, похоже, не намерен отказываться от планов по дальнейшей дестабилизации ситуации на Украине.

«Только наивные политики могли надеяться на то, что российский президент выполнит обязательства согласно Минскому протоколу, и на то, что произойдет какой-то серьезный прорыв во время миланской встречи Петра Порошенко с Владимиром Путиным. Мы видим, что даже присутствие лидеров Евросоюза, которые лично выделяют время для того, чтобы нормализовать ситуацию на Украине, не отрезвляет никоим образом российского президента, и очевидно, что он не собирается останавливаться на достигнутом и продолжит дестабилизировать ситуацию на Украине.

Вполне возможно, что слова главы МИД РФ Сергея Лаврова о том, что Россия не будет осуществлять напрямую военную интервенцию на Украину, соответствуют действительности, но есть много свидетельств того, что Россия будет переходить к новой тактике на Украине, которая, в частности, будет включать организацию военного путча, проведение диверсий на украинских военных и промышленных объектах и осуществление рейдов террористов с “ЛНР” и “ДНР” на территорию соседних украинских регионов.

Результатом миланских переговоров даже не стало приближение к разрешению кризиса в Донбассе, но, тем не менее, главным позитивом этой встречи, мне кажется, следует считать то, что у Запада от каждой такой встречи остается все меньше и меньше иллюзий относительно договороспособности Кремля, и соответственно, вопрос об отмене санкций в отношении России, как этого желает российский лидер, в ближайшее время рассматриваться не будет. Более того, Запад уже может перейти к следующему, четвертому этапу санкций против РФ», – предполагает Тарас Березовец.

Петр Порошенко отвечает на вопросы журналистов в Милане
Петр Порошенко отвечает на вопросы журналистов в Милане

Пожалуй, единственным положительным итогом миланского саммита эксперты называют то, что диалог и переговоры по кризису на востоке Украины не прерываются и будут продолжаться. Президент Украины Петр Порошенко заявил, что стороны договорились о том, что выборы в органы местного самоуправления, которые запланированы в Донбассе на 7 декабря, должны пройти в соответствии с украинским законодательством. Однако при этом сам Путин на многосторонней встрече дал понять, что не будет отговаривать сепаратистов от проведения 2 ноября выборов, которые готовят представители “ДНР” и “ЛНР”.

Все эти глупости о каких-то пророчествах, об особой роли и миссии России уже настолько становятся явными в поведении Путина, что начинают появляться мурашки на теле

Несмотря на звучавшие накануне оптимистические прогнозы, окончательного решения по вопросу о поставках российского газа на Украину, по словам Порошенко, на переговорах в Милане достигнуто не было. В то же время Путин заявил, что Россия близка к договоренности с Украиной о возобновлении поставок газа "хотя бы в зимний период". Окончательное решение может быть принято 21 октября в Брюсселе на трехсторонних (Украина, Россия и ЕС) газовых переговорах. Глава "Газпрома" Алексей Миллер утверждает, что монополия согласилась на все условия погашения украинского долга за газ. Однако, по его словам, проблема состоит в том, что Украине нечем оплачивать текущие поставки, и этот вопрос будет главным в повестке дня предстоящих брюссельских переговоров.

Украинские эксперты после миланских переговоров Порошенко и Путина неоднозначны в оценках перспектив урегулирования конфликта в Донбассе. Будет ли он заморожен или же следует ожидать обострения ситуации?

Если политтехнолог Тарас Березовец полагает, что Путин будет менять тактику и, возможно, попытается организовывать военный путч на Украине, то руководитель киевского Института трансформации общества, политолог Олег Соскин не исключает новых атак российских войск на Украину. По его мнению, участие Путина в миланском саммите следует рассматривать в контексте его визита в Сербию:

“Путин плевать хотел на Европейский Союз, и на Англию, и на Италию. Он рассматривает их как отживающую систему, как буффонаду, эту миланскую встречу, а главным для него, сакральным смыслом было его присутствие в Сербии как в славянском государстве, которое пострадало от западноевропейской агрессии и уничтожило Югославию как союзника Советского Союза и России в свое время. Вот это является главным, а Милан Путин использовал лишь как временную передышку. Он показал, что идет на контакт, продолжает общаться, но на самом деле его главная цель состоит в накоплении сил, он ожидает какого-то часа, когда к нему должна прийти какая-то там помощь.

Переговоры в Милане еще больше его подталкивают к открытой войне с Украиной, и он почему-то думает, что победит в этой войне

Все это напоминает события перед Второй и Первой мировыми войнами. Очень попахивает от Путина мистицизмом. Все эти глупости о каких-то пророчествах, об особой роли и миссии России уже настолько становятся явными в поведении Путина, что начинают появляться мурашки на теле. Потому что уже мы имеем дело не с человеком какого-то прагматического видения ситуации, а с человеком, который живет в созданном им мире иллюзий. И об этом уже стали говорить многие из близкого окружения Путина, когда они говорят, что вроде бы вот побеседовали, пришли к каким-то общим выводам, вроде бы он согласился, а на следующее утро перед ними совершенно другой человек, который принимает иррациональное, совершенно другое, очень рискованное решение. И я думаю, что миланский процесс вместе с Сербией показал, что мы наблюдаем переход Путина к какому-то мистическому, иррациональному поведению. И провал миланских встреч свидетельствует о том, что Путин сейчас будет на Украине совершать какие-то безумные, безрассудные действия. Ему необходимо их осуществить до наступления зимы”.

Владимир Путин на заключительной пресс-конференции саммита
Владимир Путин на заключительной пресс-конференции саммита

Российский президент, по мнению Олега Соскина, разочарован тем, что сепаратисты и российские подразделения, находящиеся на территории Донбасса, до сих пор не смогли взять под контроль город-порт Мариуполь, ключевую железнодорожную станцию Дебальцево, Донецкий аэропорт и город Счастье, где находится ТЕЦ, обеспечивающая теплом и электроэнергией Луганскую область:

“Путин крайне разочарован этими событиями, и я думаю, что если ситуация тупика усилится, то он будет готовиться уже к началу открытой войны с массовыми авиабомбардировками украинских городов, и это может произойти еще до австралийского саммита G-20. Переговоры в Милане еще больше его подталкивают к открытой войне с Украиной, и он почему-то думает, что он победит в этой войне, и это самое ужасное его заблуждение. Мы не будем жертвой, мы будем страной, которая будет биться острием против острия. И если Запад нам помогать не будет, то мы будет делать это сами. Мы восстановим свою военную промышленность и будем готовы к этому процессу. Веретено начало крутиться в другую сторону, и, к сожалению, в Милане процесс не остановился и ситуация после Милана ухудшилась”, – считает руководитель Института трансформации общества Олег Соскин.

Радио Свобода

XS
SM
MD
LG