На Украине продолжается парламентская кампания. Конфликт в Донбассе занимает центральное место в выступлениях кандидатов в народные депутаты.
Во вторник, 7 октября, Верховная Рада на внеочередном заседании приняла в первом чтении четыре антикоррупционных законопроекта: один президентский – о создании Антикоррупционного бюро и три правительственных – об Антикоррупционной стратегии Украины до 2017 года, создании Национальной комиссии по противодействию коррупции, а также о контроле за доходами и расходами чиновников и о раскрытии конечных владельцев компаний. Окончательно депутаты должны утвердить эти документы 14 октября, на последнем заседании украинского парламента восьмого созыва.
Об этих законопроектах, инициированных в разгар избирательной кампании президентом Петром Порошенко и премьером Арсением Яценюком, рассуждает руководитель Центра прикладных политических исследований “Пента” Владимир Фесенко:
– Любое законодательное решение, особенно вот такие резонансные, как законы о борьбе с коррупцией, могут рассматриваться как некий вклад в избирательную копилку. Но, на мой взгляд, следует учитывать, что у этих законов не столько предвыборная мотивация, сколько мотивация, связанная с реальной политикой. И от президента, и от правительства ждут реальных шагов в формировании системных шагов по борьбе с коррупцией. Это все равно бы пришлось делать, и предвыборный контекст здесь имеет несколько другую логику. Насколько я понимаю, президент воспользовался предвыборной ситуацией не столько для того, чтобы использовать эти законы для усиления популярности своей политической силы, сколько для того, чтобы продавить эти законы через парламент. В этот раз президент и премьер объединили свои усилия, и поскольку депутаты столкнулись и с давлением улицы, и с давлением президента и правительства, и, самое главное, они понимали, что, если проголосуют против этих законов, они подставятся перед избирателями. Эффект этих законов на выбор избирателей будет все-таки ограниченный. Будут действовать другие факторы, другие темы, и в первую очередь, это тема войны и мира, социально-экономическая ситуация, оценка состоятельности тех или иных политических лидеров, популярная тема, связанная с молодыми политиками, общественными активистами. Все это в совокупности будет влиять на решение избирателей.
Острота конкуренции сейчас выше и сильнее, чем на президентских выборах
Опросы общественного мнения, обнародованные на этой неделе, показывают, что бесспорным лидером кампании остается партия “Блок Петра Порошенко”, которую поддерживают почти тридцать процентов украинцев. На преодоление пятипроцентного барьера с более скромными результатами претендуют еще четыре политические силы – “Батькивщина” Юлии Тимошенко, Радикальная партия Олега Ляшко, “Гражданская позиция” Анатолия Гриценко и “Народный фронт” Арсения Яценюка. Среди возможных победителей выборов не фигурируют главные противники власти коммунисты, “Сильная Украина” Сергея Тигипко и новая партия “Оппозиционный блок”, в которую вошли многие соратники бывшего президента Виктора Януковича.
“Оппозиционный блок” выступает в роли агрессивной партии войны
– Если оценивать ход избирательной кампании за последнюю неделю, то я бы особое внимание обратил на то, что эта неделя стала неделей массированной предвыборной агитации. На нас обрушился залп предвыборной рекламы, прежде всего телевизионной, но и визуальной на улицах. Это признаки начала реальной масштабной предвыборной агитации. И здесь можно провести параллели с майскими президентскими выборами. На них масштабы предвыборной рекламы были гораздо меньшими. Сейчас, видимо, политики возвращаются к стандартной модели своего предвыборного поведения, и, конечно же, острота конкуренции сейчас выше и сильнее, чем на президентских выборах. Выше и цена вопроса, так как на выборах главы государства мог быть только один победитель, а здесь победителей может быть несколько, собственно, все те, кто проходит в парламент, поэтому уровень конкуренции и масштабы рекламы гораздо сильнее. И в этой предвыборной гонке меня очень настораживает рекламная кампания “Оппозиционного блока”. У них не только критичная, но и очень агрессивная реклама. По своему содержанию она в логике раскола Украины, когда часть регионов противопоставляются другим регионам страны. Это снова технология раскола. И хотя “Оппозиционный блок” называет себя партией мира, но на самом деле через свои риторику, содержание рекламы они выступают в роли агрессивной партии войны, внутренней войны, – констатирует Владимир Фесенко.
9 октября один из лидеров “Оппозиционного блока” Нестор Шуфрич с заклеенным глазом выступил перед своими сторонними на немногочисленном митинге в Одессе, заявив, что “оранжевые” принесли в страну инфляцию, войну и разруху и в третий раз пытаются украсть власть. Неделей ранее Шуфрича избили в Одессе представители “Правого сектора”, а накануне стало известно, что пропал один из праворадикалов, участвовавший в этой драке.
8 октября министр обороны Украины Валерий Гелетей на пресс-конференции заявил, что подает иск в суд против лидера “Батькивщины” Юлии Тимошенко, утверждающей о продаже МО оружия незаконным военизированным формированиям в Донбассе. В конце сентября Тимошенко обратилась в Службу безопасности Украины с просьбой расследовать факты коррупции и продажи оружия военным ведомством в ходе вооруженного конфликта на востоке Украины.
– Когда используются такие скандальные, конфликтные темы (в ходе избирательной кампании), то эффект, как правило, нулевой. Все-таки наш избиратель больше реагирует на позитивные темы. Обвиняя, например, Министерство обороны, косвенно Тимошенко бросает камень в огород президента, но это может раскалывать и ее избирателей на противостоящие группы. И агрессивный характер политических заявлений, он скорее отталкивает избирателей, чем привлекает, – убежден политолог Владимир Фесенко.
Юлия Тимошенко заявляла, что по ее данным, “за время российской агрессии было продано почти 36 тысяч автоматов Калашникова, более тысячи гранатометов, 60 противотанковых ракетных комплексов "Фагот " и 10 БТРов. Генеральная прокуратура после проверки сообщила, что предположения экс-премьера не подтвердились.
Несмотря на перемирие, в Донбассе не прекращаются военные действия, но, тем не менее, и этот регион готовится к предстоящим парламентским выборам. 26 октября голосование состоится только на избирательных участках Луганской и Донецкой областей, расположенных на территориях, подконтрольных украинской армии.
10 октября президент Петр Порошенко посетил в Луганской области Северодонецк, где сообщил об отставке председателя Донецкой областной государственной администрации Сергея Таруты. Новым главой региона назначен бывший командующий Внутренними войсками, генерал Александра Кихтенко.
Тарута баллотируется в Верховную Раду, и предполагалось, что его увольнение может произойти уже после выборов. Однако, как утверждает газета “Зеркало недели”, последней каплей, переполнившей чашу терпения главы государства, стало поздравление Таруты Владимиру Путину с днем рождения (в нем он пожелал российскому президенту мужества понять, что это именно Россия напала на Украину, и прекратить, наконец, войну). Это обращение, как пишет “ЗН”, ссылаясь на слова неназванного представителя президентской администрации, выходит за рамки системы субординации. И это могло осложнить атмосферу на предстоящих переговорах Порошенко с Путиным в Милане.
Сам Тарута, которого считают человеком олигарха Рината Ахметова, комментируя свое увольнение, заявил, что он был неудобен не только президенту Петру Порошенко, но и премьеру Арсению Яценюку. Донецкий экс-губернатор считает, что генерал Кихтенко будет делать ставку на силовую политику, и уверен: силой конфликт на востоке Украины не решить.
Порошенко заявил в Северодонецке, что предстоящая неделя будет определяющей для урегулирования ситуации в Донбассе, поскольку станет понятна “цена договоренностей с боевиками и Россией”.
Путину необходим сухопутный коридор между Россией и Крымом до наступления зимы
Преподаватель кафедры социологии Киево-Могилянской академии Михаил Винницкий в своей публикации на сайте “Обозреватель” прогнозирует, что полномасштабное вторжение России на Украину может произойти еще до парламентских выборов и будет включать “два наземных удара: на северо-восток из Крыма и одновременно на запад из Донбасса; также возможен еще один удар, с севера на Харьков. Кроме того, вместе с сухопутными войсками будут задействованы российские ВВС против Киева и Днепропетровска и, возможно, против других крупных городов Украины”.
Поясняя свои предположения, Винницкий, в частности, отмечает: “Путину необходим сухопутный коридор между Россией и Крымом до наступления зимы, так как в противном случае население полуострова будет обречено на голод и холод; и тогда весной хозяин Кремля получит клубок серьезных проблем в собственной стране”. Среди других аргументов, которые могут стать основанием для вторжение российских войск, автор материала называет низкие рейтинги прокремлевских политических сил – "Сильной Украины" Сергея Тигипко и "Оппозиционного блока", у которых фактически нет шансов попасть в новую Верховную Раду.
Сценарий срыва парламентских выборов на Украине не исключает и бывший советник российского президента, экономист Андрей Илларионов. “Самым неприятным будет для Путина вариант, когда в результате парламентских выборов в Верховную Раду не пройдут политические силы, которые могли бы выражать его точку зрения или которые находились бы под его достаточным контролем или достаточным управлением. И, если вдруг опросы общественного мнения за оставшиеся две недели покажут, что шансы на формирование значительной части таких сил в Верховной Раде невысокие, возможна дестабилизация до выборов с тем, чтобы их сорвать”, – заявил Илларионов в интервью изданию “ГОРДОН”. При этом бывший советник Путина отметил, что новая атака России на Украину может произойти и уже после выборов, а первым кандидатом на дестабилизацию будет Харьков, где возможна активизация диверсионных групп с целью совершения терактов и разрушения ключевых инфраструктурных объектов.
На фоне последних экономических событий в самой РФ такие сценарии Кремля по отношению к Украине рядом экспертов оцениваются как маловероятные. Однако ситуация в Крыму, который зависит от украинской электроэнергии, частично от поставок с материка газа и воды, действительно, близка к критической и может обостриться с наступлением холодов.
Из-за дефицита угля и газа Украина отказалась от экспорта электроэнергии в Белоруссию и сократила Крыму ее поставки на 50%, на полуострове заканчиваются запасы днепровской воды в водохранилищах. Но крымские проблемы еще могут быть урегулированы с Киевом до конца октября в обмен, например, на согласие России заключить временное соглашение о возобновлении поставок российского газа на Украину по относительно компромиссной цене. Но пойдет ли на это Владимир Путин, решения которого часто противоречат логике и здравому смыслу?
Радио Свобода