Несмотря на заголовок, мне симпатичен Никита Михалков, правда, лишь в одном: он профессионал. Как художник, он обладает знанием о базовых моральных основах общества, умеет их эффектно выразить на экране. Но, как фактически государственный чиновник и гражданин России, он наглый лжец. Почему Михалков – врун, как, впрочем, Проханов, Дугин и другие конструкторы имперского будущего России?
Да потому, что культура и персональная ложь несовместимы, они не могут существовать вместе. Либо выбирай честно ложь, иди по пути государственной политики, оккупационного принципа развития страны (тогда в этом случае оставь кино в покое, которое по сути должно быть учителем). Либо восстань против государственной лжи, подлости, как сделали это, кстати, некоторые российские деятели культуры. Михалков сочетает в себе удивительные качества. Он и кино снимает с наличием некоторых этических идеалов, и одновременно является активным участником мерзотной, аморальной пропагандистской кампании против Украины; занимает сторону российской власти, против которой восстают его коллеги на "Марше мира".
Михалков – верующий в государство Российское человек. Это стоит принять во внимание, потому что такая вера слепа к социальной правде. Русские философы (например, Николай Бердяев), писатели и поэты-диссиденты предостерегали от этого соблазна, от фанатичной любви к Богу и государству. Но, видимо, мудрость духовной интеллигенции начала XX века не дошла до сознания режиссера: он без капли усталости продолжает нести высокохудожественную ложь, внушать ее народу как правду и высшее знание. Михалков прекрасно знает, что такая политическая мифология "прокатит" среди большинства населения России.
Михалков – профессиональный пиар-менеджер Российской империи, идеи которой оправдывают действия сепаратистов на востоке Украины
Михалков – профессиональный пиар-менеджер Российской империи, идеи которой оправдывают действия сепаратистов на востоке Украины. Одну из своих передач на "Бесогон ТВ" Михалков закончил фразой: "Я против вседозволенности". Эта программа касалась Ксении Собчак и общества в целом, которое, наверное, по представлениям режиссера, слишком многое хочет знать, говорить и делать. Напомню, что Михалков в этом выпуске пытался определить моральный уровень Ксении Собчак. Не буду даже принимать в расчет, что кинорежиссер продемонстрировал аудиозапись личного телефонного разговора… Ведь, в конце концов, между вседозволенностью государства и вседозволенностью человека деятель "культуры" давно не ставит знак равенства! Какое может быть равноправие между Богом и рабом Божьим, между барином и холуем… между великим Никитой Михалковым и гламурной Ксенией Собчак?!
Несмотря на то что режиссер считает наше время временем подмен, он сам является ярким представителем массового распространения неправды. В основе пути, который он избрал, – оправдание личного бесстыдства через покорную любовь к государственной власти. Бесстыдство Михалкова – безответственность перед социальной правдой, патриотичный туман лжи, а "михалковщина" – синоним глобальной социальной безответственности и государственной вседозволенности. Да, Ксения Собчак – эпатажная, провокационная девушка, но она не оправдывает "свое бесстыдство" государственным статусом, не звонит министрам за помощью.
В искусственный мир, надутый госпропагандой, вмешиваться нельзя, критиковать его опасно, подвергать его сомнению саморазрушительно. Свобода в этом мире цензурируется брезгливым напоминанием о вседозволенности, а иное виденье будущего страны задавливается подлыми сравнениями с Гейропой
Оправдательная речь кинорежиссера, его монолога на "Бесогон ТВ", выявляет серьезный уровень общественного раскола в России. Никита Михалков не уникален в своих идиотских сравнениях по поводу украинцев и фашистов, Европы и гомосексуалистов. Но вот в одном он все же уникален – в том, как признается в любви к Путину. Дело тут вот в чем. История перемолотит всех, невзирая на статус, количество снятых фильмов и полученных наград. В два счета история забрала все, что было у Ленина, и отдала бескорыстно Ельцину. Поэтому лучше бы Михалкову не играть во фразы относительно того, что Андрей Макаревич должен вернуть свои награды государству. История ведь не глухая, даже если ей вставить в уши затычки лжи кремлевского производства.
Конечно же, Михалков, в отличие от Макаревича, корпоративно привязан к политической системе страны, плотно зависит от нее, даже курирует на идеологическом уровне. Как известно, Министерство культуры выделяет его фонду немало денег, и это, пожалуй, самая большая государственная награда режиссеру. Он эту награду заслужил, и назад вернуть уж точно не захочет. Вседозволенность, о которой сказал Михалков, ведь затрагивает его личное пространство. Комфортная жизнь таких баринов, как он, соткана из метафизических представлений о стране, о судьбе России, подкормлена материальной поддержкой со стороны государства. В этот искусственный мир, надутый госпропагандой, вмешиваться нельзя, критиковать его опасно, подвергать его сомнению саморазрушительно. Свобода в этом мире цензурируется брезгливым напоминанием о вседозволенности, а иное виденье будущего страны задавливается подлыми сравнениями с Гейропой. И за все это бесстыдство в лице Михалкова продолжают платить граждане России.
Виктор Никитенко – белорусский блогер
Радио Свобода