Ссылки доступа

Верным полукурсом


Вадим Дубнов
Вадим Дубнов

Даже новый пакет договоренностей Грузии с НАТО не привел в трепет беспокойных российских патриотов. А ведь заговори кто-нибудь пару лет назад о тренировочной базе НАТО в Грузии, тут же вспомнилась бы всероссийская тоска о не взятом в 2008 году Тбилиси. Пошути кто об офицерах альянса, трудящихся в грузинском Министерстве обороны, обхохоталась бы великая страна, как в лучшие дни хохотала над правительством на содержании у Сороса.

А сейчас – ничего. Грузинский парламент обвиняет Россию в неприкрытой военной агрессии – и будто нет никакой Грузии, никакого парламента и даже никаких недавних попыток будто наладить с Россией отношения. Есть Только Украина, одна и беспримесная. Что делает эксперимент с попыткой ревизии курса Саакашвили в отношении Москвы лабораторно чистым.

Спецпредставители могут встречаться в Праге и прекрасно проводить время в неформальных дружеских беседах. Можно, даже принимая антикремлевскую резолюцию, избегать крайностей и, главное, конкретных имен конкретных виновных. Можно при каждом удобном случае напоминать, как важны для Грузии отношения с Россией. Все можно, и все это на самом деле ничего не будет значить, что бы себе ни думали те, кто избегает крайностей. Как ничего не значило с точки зрения стратегического выбора украинское соперничество Кучмы с Кравчуком или Януковича с Тимошенко.

Есть на свете вещи, которые не зависят от цвета революции, личностных особенностей их победителей и даже провалов московских политтехнологов. Особенно в Грузии и Украине, и, может быть, потому есть неисследованная справедливость в том, что революции случились именно там и практически синхронно.

Процесс некоторого прозрения насчет «Навеки с Россией» уже наблюдается даже в Армении. Что уж говорить о Казахстане или таможенно-братской Белоруссии. Так что процесс универсальный. Но Украина и Грузия выбиваются даже из него. Они – естественные лидеры этого процесса.

И, может быть, такая же неисследованная несправедливость в том, что именно Грузия и Украина, бывшие самые близкие братья, оказались первыми открытыми врагами.

Дело в комплексах. И в феномене ложной близости. Между теми, кто к этой близости особо предрасположен изначально не был. Ну не может быть не нами Украина или Грузия! Ну не заграница! И ведь не одно поколение было облучено этой убежденностью, и здесь и там, и потому так надрывно прозрение.

Кто культурологический герой-символ советского эпоса дружбы народов? Само собой, украинец. И, конечно, грузин. На любой вкус. Хоть Зельдин у Пырьева, хоть отец солдата, хоть, в конце концов, Мимино. Лучший друг детей и физкультурников, конечно, тоже внес в это дело свой вклад, но он был в этой логике весомым, но вторичным. Про врагов-меньшевиков, про 37-й и 56-й, про любой повод, который в Грузии находился для фронды, даже когда не назначали пенальти в ворота брежневской «Зари», кино не снимали.

Ложь, бывает, сходит с рук, а ложная близость хорошо не кончается никогда. Вопрос лишь в том, как и кто снимает пелену с глаз. Саакашвили утрировал и в этом вопросе естественный ход вещей. Его последователи, которые очень боялись хоть в чем-то на него походить, попытались вернуться к тому, что должно в этом вопросе считаться нормой. Но оказалось, что никакой нормы уже нет. Что ложные феномены разлагаются, а продукты этого разложения, как и положено, зловонны, как винные массы, которые можно впарить братскому покупателю из страны, из которой для Грузии встает солнце.

Те, кто пришел после Саакашвили, не хотели ни на чем настаивать. Они просто думали, что можно понравиться всем. И на Западе, где нестыдно попользоваться заделом ненавистного предшественника, и на Востоке, где ненавистью к нему можно поторговать. Они принимали полурезолюции, делали полунамеки и давали полуобещания.

В общем, продолжали полукурс. Туда – без особого напора, и сюда – без видимых надежд. Будто верили в лучшее – что все получится само.

И ведь угадали! Еще не получилось, но получается. Спасибо Украине. Получилась очень поучительная история про тех, кто уже год правит в стране, избавленной от брутальных излишеств. Они верили в инерцию, а она оказалась естественным ходом вещей. Настолько естественным, что результат уже никого не удивил. Где, кстати, Нино Бурджанадзе? Где героические защитники памяти Георгиевского трактата?

И только про Путина в резолюции ничего не сказано. И не надо. Не нужно крайностей. Тем более, когда они выглядят трюизмом и тавтологией. Им очень повезло. Настолько, что они даже могут себе позволить и не догадываться о своей везучести. Верным полукурсом идут товарищи.

Вадим Дубнов

Статья отражает точку зрения автора

XS
SM
MD
LG