В этой истории интересно все. И то, сколько времени звезда на Котельнической пробыла в окрашенном виде – от звонка в органы до приезда бригады по перекраске. И человек, который позвонил в органы, заметив колористический непорядок в облике родной столицы, – ведь не он один проезжал утром 20 августа в районе Таганки. И невероятная активность органов по розыску подозреваемых. И суд, назначивший подозреваемым всего лишь домашний арест, а ребята могли бы сразу отправиться в кутузку. И рабочий, который по долгу службы оказался “на звезде” и сделал селфи на мобильник. И беспрецедентная активность соцсетей с тысячами имиджей, так или иначе обыгрывающих цвета украинского флага, от желто-синих попугайчиков до фотошопа с видом Кремля той же окраски.
Власть полагала, что она недоступна, что только ей принадлежит время и пространство, как реальное, так и утопическое? Нет, обычный человек, только хорошо тренированный и мотивированный, может присвоить ее сакральность
С особой частотой делались перепосты высоковольтной линии электропередач на Юго-Западе Москвы (как сообщают официальные источники через "Интерфакс", виноваты рабочие Московской объединенной электросетевой компании, которые, цитирую, “по каким-то причинам пожалели белой краски”). Желтый, синий и белый – фирменные цвета компании. Как шутят в сетях, белый ушел на покраску конвоя. На рабочих составлен административный протокол, вышку обещают перекрасить. Интересны и инициативы по точечной раскраске мостовой Красной площади, и предложения перекрасить ограды детских садов в менее жизнерадостные тона, и даже целые проекты по дизайну подъездов. Остроумцы предлагают использовать желто-синие цвета для маркировки обветшавших деталей домов и даже мусорных ящиков: мол, это немедленно заставит городские службы заняться ремонтом.
Интересна реакция президента Украины Петра Порошенко. Интересен энтузиазм украинского сектора соцсетей, который шутит несколько черным образом: русские ждали от нас терактов, а мы отвечаем художественными акциями. Весьма интересна жизнь руферов и бейсджамперов, которая до этого эпизода оставалась в тени, примерно как жизнь диггеров. Это специфические городские сообщества адреналинщиков, участники которых относятся к городу как к вызову, стихии, своеобразным джунглям новейшего времени. Это молодые люди с хорошей спортивной подготовкой и экипировкой. У них могут быть проблемы с законом, поскольку их интересуют малодоступные (высотные) объекты городской застройки. На многих роликах в интернете видно, каким технологическим образом вскрываются вентиляционные люки, как двигаться по вентиляционным шахтам наверх, как разговаривать с неожиданно попавшимися на опасном пути сторожами и дворниками; наконец, при помощи каких приемов лучше оказаться на вершине, на самой звезде (и сделать победную съемку). Эти самодельные ролики не хуже голливудских экшн-эпизодов, в их создании участвовали грамотные операторы, режиссеры и дизайнеры.
Интересно и то, что почти во всех публикациях говорится: звезды столичных высоток – цель бейсджамперов, это практически звезды на их профессиональных виртуальных погонах. В украинском русскоязычном (что тоже интересно) секторе выложены ролики с документацией покорения высоток Киева. Комментарии вполне историко-культурологические: с описанием стиля “сталинский ампир”, с демонстрацией руинированности зданий, с иронической мотивацией овладения этим символическим пространством высоты, победы, власти.
Власть полагала, что она недоступна, что только ей принадлежит время и пространство, как реальное, так и утопическое? Нет, обычный человек, только хорошо тренированный и мотивированный, может присвоить ее сакральность. И что важно в комментариях: это старая власть, ее время прошло, мы сейчас проверим ее на прочность, на сопротивление материала. Как показывают документальные съемки, молодые люди не без труда, но в целом успешно справляются с этим вызовом.
О войне за смыслы и символы в русско-украинском конфликте специалистами говорилось довольно много. Символы поднимали украинский Майдан, символы воодушевляют борцов за “Русский мир”; символы – это нечто неосязаемое, но невероятно значимое, до такой степени, что люди готовы умирать за них. Один важный аспект меня интересует и в этом конфликте, и в истории новой Площади Звезды: украинская борьба с советским символическим наследием. Seven Sisters, как называют московские сталинские высотки в англоязычном искусствоведении – не меньшая символическая ценность советского (имперского) мира, чем Кремль. Сила акции по перекраске звезды в цвета украинского флага состоит в десакрализации власти Советского Союза, которому хочет наследовать современная Россия. Это прямое сообщение: советский мир будет разрушен.
Простота и действенность этой акции сравнима разве что с высказыванием группы “Война” “Х** в плену у ФСБ” – вспомним, что светящееся изображение члена было расположено на подъемном мосту напротив здания спецслужб в Петербурге, колыбели русской революции и последующего красного террора. Образы такого рода, встроенные в городское столичное пространство, работают просто и доходчиво, задевают глубокие народные чувства, к ним их авторы и обращаются. В народе возникают шум и ярость, смех и грех, и одобрение, и желание поколотить выступающих, наказать их вплоть до тюрьмы. Сильное высказывание, что говорить.
В контексте современной истории интересно и то, как девушки из Pussy Riot постарались, чтобы публика оказалась готова к подобным акциям и недолго размышляла, искусство это было или политическое высказывание. Сейчас самое интересное, что нового сообщит миру Григорий Мустанг Wanted на своей странице Facebook и что ему ответят российские правоохранители и украинские власти.
Елена Фанайлова – поэт, лауреат нескольких литературных премий, автор и ведущий программы Радио Свобода "Свобода в клубах"
Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции
Радио Свобода